Выборы в парламент пока еще не тема № 1. Тем более, что роспуска Жогорку Кенеша, по-видимому, не будет и выборы пройдут, как и было намечено, осенью 2020 года.
Социуму пока намного интереснее обсуждать вечеринку по случаю 18-летия, которую устроила в Хайяте племянница известной всем персоны, и обыски у министра финансов. Но экспертам очень любопытно наблюдать за «шевелением» партий – будущих участников предвыборной гонки, уже сейчас. Ведь выборы — 2020 будут отличаться от привычных парламентских выборов. 9-процентный барьер переформатирует всю «партийную поляну». Преодолеть его достаточно сложно и партиям придется не просто очень постараться, но и вступать в самые неожиданные альянсы. И все это на фоне упорного молчания Белого дома по поводу правил игры, отсутствия внятных сигналов на кого будет сделана ставка 7-ым этажом и, мягко говоря, плохой репутации 6 созыва Жогорку Кенеша в целом, и партий, там представленных, в частности.
Партия власти, открой личико…
Практически все партии в Кыргызстане, как институт, выражающий интересы одной социальной группы, себя не оправдали. Начало было многообещающим. На кыргызском партийном поле после обретения независимости «проклевывались» и демократы и социалисты, и либералы и даже какое-то подобие консерваторов, представленное, обычно, партией власти. Некоторые партии даже старались уйти от вождистского типа и сделать акцент на идеологии. Но, то ли плохо старались, то ли общество было не готово, но все партии в Кыргызстане созданы либо вокруг одного политика, либо группы политиков. Иметь свою партию одно время было просто хорошим тоном, показателем «крутости». Так же, как свое СМИ.
А идеология, в основном, базировалась на отношениях с властью. Сама власть тоже не сидела сложа руки. Каждый президент считал необходимым иметь «свою» карманную партию. «Алга, Кыргызстан!», «Ак-Жол», «СДПК». Как только босс уходил в историю, партия переставала существовать.
Сейчас все тоже ждут, какой будет партия власти Сооронбая Жээнбекова. Вернее, какая партия будет партией власти. Ведь новую создавать уже поздновато, значит будет сделана ставка на какую-то из уже существующих.
Слухи о том, на кого Белый дом в итоге сделает ставку, ходят самые разные. Кто-то называет среди фаворитов партию «Замандаш», кто-то утверждает, что партией власти будет «Мекеним Кыргызстан», с которой связывают клан Матраимовых, или же переформатированную совсем недавно партию «Кыргызстан». Говорят о том, что все станет ясно, когда будут опубликованы списки кандидатов. В каком списке будет Асылбек Жээнбеков, эта партия и будет партией власти.
Партии, как бизнес – проект
Традиционного разделения партий по идеологии, характерного, например, для Европы, у нас так и не получилось. Со временем, все партии, за исключением, разве что «Ата-Мекен», трансформировались в партии местных олигархов. Кстати, такая принципиальность сказалась отрицательно на количестве мандатов, который получили ата-мекеновцы на последних выборах.
На грядущих выборах ситуация кардинально не изменится. Места в парламенте опять будут распределены в основном пропорционально поддержке олигархов. Но, учитывая проблемы с репутацией парламентских партий, как следствие низкого рейтинга Жогорку Кенеша в целом, умные бизнесмены на одну лошадь в этот раз ставить не будут, распределяя ресурсы по разным партиям. Взамен финансовой поддержки будут договоренности не только о лобби интересов, но и об отдельных личностях на проходных местах в партийных списках.
Поэтому и предстоящие выборы будут в большей степени опять борьбой партийных списков и отдельных личностей внутри них, нежели партийных брендов.
Партийный ребрендинг
Что касается партийных брендов, то в ребрендинге нуждаются все политические организации, представленные сейчас в Жогорку Кенеше. Хотя бы для проформы. Сам парламент, как институт, начали планомерно уничтожать еще со времен Аскара Акаева. Первый президент Кыргызстана и его окружение было напугано первыми созывами парламента, куда прошли яркие и харизматичные политики, позволявшие себе не только не соглашаться с акаевской администрацией, но и выступавшие откровенно против, причем по делу. Парламентская трибуна была прекрасным местом, чтобы стать очень быстро популярным среди народа.
Такой сценарий развития парламентаризма, как кузницы политических кадров и источника свободомыслия, был не планах у Акаева и его команды. Поэтому был одобрен иезуитский план по дискредитации Жогорку Кенеша как института в целом. Провластные СМИ получили задание максимально пиарить не самых популярных депутатов, которых тогда было меньшинство и которым предлагалось выдвигать заранее провальные инициативы. Кроме того, начали активно обсуждать зарплаты и льготы народных избранников. В то время, как расходы на содержание администрации президента и аппарата правительства замалчивались. Открытость Жогорку Кенеша тоже использовалась ему же во вред.
Медиа смешали все в кучу и от депутатов народ начал требовать фактически функций исполнительной власти. Особенно, на местах, в провинции. Как-то незаметно получилось, что именно депутаты оказались ответственны за строительство дорог, детских площадок, школ, и т.д. Репутация парламента, как института планомерно и успешно уничтожалась. Но уже не только властью, но и самими депутатами. С каждым новым созывом харизматиков — политиков приходило в Жогорку Кенеш все меньше. Зато «елиты-илиты» все больше.
Последний созыв стал рекордсменом по количеству критики в свой адрес. Что, впрочем, не делает невозможным прохождение в следующий парламент большинства депутатов из нынешнего парламента. В кулуарах Жогорку Кенеша, депутаты, обсуждая 9-процентный говорят, что теперь им придется укрупняться. То есть о партийных ценностях и идеологии речи нет. Важна только возможность попасть в будущий парламент.
Череда съездов
Первой из парламентских «могикан» свой съезд провела партия «Кыргызстан». Формальный повод – истек срок полномочий лидера партии.
Не смотря на лидерство Канатбека Исаева, «Кыргызстан» все-таки в большей степени будет ассоциироваться с водочным «королем» Шаршенбеком Абдыкеримовым и всегда будет провластной. По-другому, учитывая интересы большего бизнеса, и быть не может.
Следующая на очереди, видимо – «Ата-Мекен». Партии исполняется 25 лет, и это повод напомнить о себе и своей позиции.
На активную волну начинает настраиваться и «Мекеним Кыргызстан». Во всяком случае, ожидается группирование вокруг нее довольно солидных персон, у которых и амбиции весьма серьезные. Проходят учредительные съезды каких-то менее известных политпартий.
Остальные, видимо, ждут, либо «отмашки» от Белого дома, либо не хотят тратить ресурсы заранее, либо все еще в процессе переговоров и торгов.
Это, что касается партий –«тяжеловесов». Остальные, в том числе и не парламентские партии, начнут активно работать скорее всего после новогодних праздников.
Правила комментирования
comments powered by Disqus