На днях стало известно, что Китай может заняться в Киргизии реализацией очередного крупного инфраструктурного проекта. Премьер-министр республики Жанторо Сатыбалдиев распорядился начать переговоры с компанией Tebian Electric Apparatus Stock Co (ТВЕА) о модернизации бишкекской ТЭЦ. На сегодня в республике на китайские деньги возводится нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), строятся линии электропередачи. Китай уже вложил в киргизскую экономику более 1 млрд. долл.
Столичная ТЭЦ, запущенная в 1961 году, является крупнейшей энергогенерирующей мощностью в северной части Киргизии. После распада СССР предприятие пришло в упадок. Изначально ТЭЦ могла вырабатывать 666 МВт в час, но сейчас ее максимальный уровень выработки электроэнергии составляет лишь 270 МВт.
Из 24 котлов работает лишь 13. По данным «НГ», оборудование на стратегическом объекте на 85% изношено.
Киргизия, как и многие постсоветские страны, проедала оставшееся от СССР наследство. Уже 21 год как инфраструктура ветшает, деньги, предназначенные для ремонта и модернизации, – разворовываются. Справедливости ради надо отметить, что последние несколько лет ситуация в энергоотрасли становится несколько лучше, отчасти – за счет привлечения зарубежных средств и усиления контроля над их расходованием. В то же время если абстрагироваться от словесной мишуры местных чиновников, становится понятно – ситуация в киргизской энергетике остается весьма тревожной.
Главным образом на данный момент в киргизскую инфраструктуру вкладывается Китай. С каждым годом присутствие КНР в киргизской экономике становится все ощутимее. Китайские горнодобытчики разрабатывают месторождения, китайские рабочие строят дорогу на Иссык-Куль, возводят заводы и фабрики.
Бишкекская ТЭЦ, если стороны подпишут осенью соглашение, будет модернизирована компанией ТВЕА на средства китайского льготного кредита (400–500 млн. долл. на 20 лет под 2% годовых). Деньги выдаст Экспортно-импортный банк Китая.
Это далеко не первый крупный проект, который может быть реализован китайской стороной в Киргизии. Та же ТВЕА, например, уже модернизирует линии электропередачи на юге страны, возводит и реконструирует электроподстанции, строит ЛЭП «Датка–Кемин». Эта линия электропередачи должна связать генерирующие мощности южной половины страны с энергодефицитной северной частью. Стоимость обоих проектов – 600 млн. долл. Финансирование – льготный кредит Экспортно-импортного банка Китая.
Этой осенью должен заработать еще один китайский проект – подходит к концу строительство нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте (север Киргизии). Проект реализует China Petrol Company Zhongda. Проектная мощность НПЗ — 850 тыс. тонн нефти. Сама Киргизия нефть практически не добывает, поэтому сырье для завода предполагается завозить железнодорожным транспортом из Казахстана и России. Предположительно, после выхода на полную мощность завод будет обеспечивать от 40 до 65% потребностей Киргизии в ГСМ, снизив тем самым зависимость страны от поставок горючего из России.
Еще один китайский проект – строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан – похоже, в очередной раз крепко завяз на стадии согласований и поиска источника финансирования. Обещания построить железную дорогу киргизские чиновники озвучивают уже более 10 лет, за это время сменились два президента, десяток правительств, да и смета проекта выросла с 2 млрд. долл. до 6 млрд. Планы по реализации столкнулись с активной критикой со стороны ряда общественных деятелей и экспертов. Одни указывали на угрозу китайской ассимиляции, другие – на сомнительную пользу проекта для страны и вероятное завышение стоимости проекта.
Характерно, что проекты, реализуемые китайской стороной в Киргизии, связаны либо с инфраструктурой, либо с добычей и вывозом ресурсов из региона в Поднебесную. При этом Китай старательно избегает участия в потенциально конфликтных проектах типа строительства ГЭС в Киргизии или Таджикистане.
Упомянутая выше угроза китайской экспансии – не пустые слова. С каждым годом количество китайских граждан в стране растет. Точного количества не знает никто – ориентировочно, численность китайской диаспоры в 6-миллионной Киргизии составляет от 80 до 300 тыс. человек. Официально киргизское гражданство иммигранту из Китая получить сложно, однако проблема решается либо с помощью взяток, либо с использованием фиктивных браков.
Правила комментирования
comments powered by Disqus