Кыргызстанский политолог, эксперт по международным отношениям Эдил Осмонбетов поделился мнением с Cabar.asia о предстоящем саммите глав государств Центральной Азии в Ташкенте.
Ранее, в столице Казахстана 15 марта 2018 года состоялась первая консультативная встреча глав центральноазиатских стран в новом формате. Изначально подобную инициативу выдвигал Нурсултан Назарбаев, ещё в далёком 2005 году. В 2017 году на саммите по безопасности в Самарканде новый глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев снова озвучил данную идею. Предстоящую консультативную встречу в Ташкенте, которая должна была пройти в марте текущего года, перенесли на 29 ноября.
В чём заключается особенность консультативной встречи глав региона?
Встреча глав государств Центральной Азии – это необходимая переговорная площадка, где лидеры смогут обсудить все вопросы и выдвинуть единую, общую повестку дня. Стоит отметить и тот факт, что исторически, президенты Центральной Азии впервые за 28 лет встретились в таком формате и составе.
У стран Центральной Азии особое геополитическое положение: Узбекистан граничит со всеми государствами региона, и благодаря тому, что страна вышла на контакт с соседями, вся Центральная Азия вошла в естественное геополитическое движение, и это лишь показывает дальнейшие перспективы, которые могут способствовать глобальным изменениям.
У Узбекистана есть один геополитический “изъян” – отсутствует выход на вторую экономику мира – в Китай, в отличие от Кыргызстана и Таджикистана. Поэтому страна заинтересована реализовывать сопряжение с китайским проектом «Один пояс и один путь», который возможен через контакт с соседними государствами. Например, железная дорога в Китай через Кыргызстан.
Ожидается ли участие президента Туркменистана в саммите в этом году?
В 2018 году говорилось о том, что он будет участвовать, однако, этого не произошло. Предполагается, что в этом году Гурбангулы Бердымухамедов все же сможет присутствовать на саммите, точнее будет известно позже.
Неучастие в первом саммите главы Туркменистана обусловлено тем, что скорее всего были опасения касаемо поддерживаемого им нейтралитета. Президент Туркменистана выдвигает схожую инициативу вместе со всеми лидерами государств Центральной Азии. Возможно, сам президент Туркменистана хочет сохранить какую-то нейтральность, независимость, поэтому понижает уровень взаимодействия с другими президентами. Туркменистан – это отдельная геополитическая история, так как страна находится в Центральной Азии, но через Каспийское море тяготеет к Кавказу и Азербайджану. Несмотря на эту особенность, Туркменистан стремится к сотрудничеству с государствами Центральной Азии.
Есть ли изменения после первой встречи?
Безусловно. После первой рабочей консультативной встречи состоялись приграничные переговоры между Таджикистаном и Кыргызстаном. Открылись пути на приграничных территориях, благодаря которым появились туристические маршруты, торговля, туризм. Увеличился товарооборот между Узбекистаном и Кыргызстаном до 500 млн долларов США, а с Казахстаном до 1 млрд долларов США.
Какие сейчас присутствуют общие проблемы у стран участников?
Во-первых, мы находимся в разных геополитических проектах.
Во-вторых, разные экономические модели. Сейчас все страны Центральной Азии пытаются полностью использовать свои геополитические и геоэкономические возможности для развития своих экономик.
Чтобы максимально упростить задачу каждой страны в регионе, необходимо наладить торговые пути, транзит, возможности открытия бизнеса в любой точки региона с упрощением бюрократических вопросов, свободное передвижение ресурсов, товаров и капитала.
В-третьих, слабые экономические, культурные и информационные связи внутри региона. У нас отсутствует взаимообмен культурами, мы плохо осведомлены о процессах внутри региона.
Далее, нам необходимо всем регионом выдвинуть общую идею, общую повестку дня. Как, например, в Европе, где есть свой союз. Пока что, реализация и решения данных проблем невозможна по двум причинам: демаркация границ, разделения региона на разные проекты (кто-то в ЕАЭС, кто-то самостоятельно пытается проводить свою политику), а также местоположение в разных геополитических и политических циклах. Кыргызстан, например, в отношении политических инноваций опережает соседние страны. Стоит также отметить, что в Центральной Азии наблюдается некоторое соперничество между Узбекистаном и Казахстаном за право лидерства в регионе.
Какие вопросы будут освещаться на предстоящем саммите?
Во второй рабочей консультативной встрече обсудят актуальные проблемы каждого региона. Саммит закрепит успех прошлой встречи в минувшем году, то есть приобретёт более весомые рамки. Предполагаются переговоры о диверсификации путей в Центральной Азии; о транзите; об экономике; о Международном фонде спасения Арала; поднимется вопрос безопасности, так как сейчас гарантами и донорами безопасности в регионе выступают внешние игроки.
Следует обсудить торгово – экономических вопросы. При хорошем взаимодействии между странами появится тесная экономическая связь, способствующая увеличению бюджета стран и налаживанию бизнеса в регионе Центральной Азии.
Также предполагаются обсуждения больших геополитических проектов, которые реализуются совместно с другими глобальными странами как Китай (“Один Пояс – Один Путь”), Россия, Европейский союз, США и недавно активизировавший формат С5+1 (пять стран и США). Все эти глобальные проекты охватывают каждую страну.
Одна из главных проблем региона – это присутствующие угрозы наркоторговли, экстремизма и терроризма. Также стоит озвучить на саммите тему Афганистана, которая напрямую касается экстремизма и терроризма. Внешняя опасность присутствует, и она касается каждой страны в Центральной Азии. В силу того, что граждане региона возвращаются из стран, где происходили военные действия, лидерам будет что обсудить по данному вопросу.
Если президенты пяти стран смогут прийти к необходимому доверию, то имеющиеся проблемы будут решаться мирно, в цивилизованных рамках.
Необходимо также прийти к общему доверию, чтобы ситуация как на кыргызско – таджикской границе решалась в цивилизованных рамках и другие вопросы возникшие в ходе событий, проходили по мирной договоренности.
Повлияет ли встреча в Ташкенте на некоторые сложности на границах стран региона?
Вероятно, что вопросы частых конфликтов на кыргызско – таджикской границе, напряжения на кыргызско – казахской границе в отношении грузовых машин, будут широко обсуждаться на общих переговорах. Сама встреча, которая произойдет в ближайшие дни, сохранит некоторые моменты в своих привычных рамках, а более щепетильные вопросы будут обсуждаться на закрытом заседании.
Также здесь играет роль ЕАЭС, членами которого являются Казахстан и Кыргызстан, геополитическая судьба Таджикистана в этом плане пока неизвестна. Многие политические эксперты предполагают возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС до конца 2020 года. Урегулирование данного вопроса изменило бы многие пути сотрудничества не только внутри региона, но и в партнерстве с другими странами. В регионе нет каких-либо больших противоречий, в целом отношения между лидерами стран стабильные.
Самое главное в рабочей консультативной встрече – это доверие между странами.
Почему странам Центральной Азии важны подобного рода встречи?
Сила в единстве: если объединить все страны Центральной Азии, учитывая 70 миллионное население региона, нефть, водные ресурсы и другие богатства – то страны в совокупности смогут стать полностью самодостаточным геополитическим регионом.
Если странам Центральной Азии удастся создать общий форум, где государства смогут обеспечить друг друга водой, нефтью, газом и продуктами питания, то это будет стабильный, процветающий регион без поддержки внешних сил.
Также необходимо отметить, что данная встреча является первым ростком совершенно другого мышления, имеющий объединяющий характер. Объединив силы и выступая как один регион, лидеры смогут выступать на международных площадках с общими интересами. В глобализации выживают только группы стран.
Правила комментирования
comments powered by Disqus