В саммите приняли участие президенты Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Казахстан на встрече на высшем уровне представлял первый президент республики елбасы Нурсултан Назарбаев.
В рамках ташкентской встречи лидеры центральноазиатских республик не только обсудили формальные перспективы регионального взаимодействия в политической, торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной и других сферах, но и выступили с конкретными инициативами, нацеленными на практическую реализацию совместных проектов по тем или иным направлениям.
Так, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, подчеркнув, что республика выступает за паритет интересов и потребностей всех стран ЦА в водно-энергетической сфере, предложил объединить усилия по разработке и внедрению взаимовыгодных механизмов компенсации за накопление водных ресурсов в регионе, а также призвал незамедлительно начать сотрудничество по сохранению ледников.
«В горах Киргизии формируется 45 процентов всех водных ресурсов региона, однако уже сейчас ученые фиксируют значительное сокращение ледников. Соответственно, если не заняться этим вопросом в ближайшее время, мы рискуем столкнуться с реальной проблемой снижения уровня воды в реках, что неизбежно приведет не только к негативным экологическим последствиям в Центральной Азии, но и к снижению потенциала совместной экономической деятельности», – подчеркнул киргизский лидер.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подержал коллегу из Киргизии и выступил за выработку согласованных подходов к решению проблем водопользования на основе общих долгосрочных интересов.
Совпали позиции президентов и по вопросам углубления торгово-экономического взаимодействия внутри региона. Говоря об экономическом сотрудничестве, С. Жээнбеков отметил низкий уровень товарооборота межу центральноазиатскими странами, подчеркнув, что экономический потенциал региона не используется в полной мере. Решение данных проблем президент КР видит в устранении торговых барьеров и создании совместных предприятий. Также он предложил совершенствовать и упрощать региональное сотрудничество по грузопассажирским транзитным перевозкам.
Ш. Мирзиёев, в свою очередь, призвал коллег максимально использовать конкурентные преимущества региона и продвигать проекты кооперации в разных отраслях экономики. В числе наиболее перспективных направлений сотрудничества он назвал реализацию огромного туристического потенциала центральноазиатских стран и отметил необходимость формирования единого регионального узнаваемого туристического бренда.
Обсудили участники встречи и вопросы региональной безопасности. Так, в своем выступлении Н. Назарбаев в целях усиления региональной безопасности предложил провести в 2020 году встречу секретарей Советов безопасности стран Центральной Азии.
Озвучивая свою позицию относительно вопросов противодействия вызовам и угрозам со стороны международного терроризма и экстремизма, которая сводится к тому, что обеспечение безопасности должно осуществляться совместными усилиями всех стран региона, глава Киргизии затронул тему приграничных конфликтов. Последние, по мнению С. Жээнбекова, являются следствием незавершенной делимитации и демаркации границ на территории региона и несут угрозу его безопасности.
В свою очередь, узбекская сторона сделала акцент на том, что перспективы стабильного развития в Центральной Азии связаны с достижением мира в соседнем Афганистане. Ш. Мирзиёев выступил с инициативой осуществлять совместные инфраструктурные проекты с участием соседней ИРА. По мнению узбекского лидера, это позволит создать необходимые условия для продвижения процесса мирного урегулирования ситуации в Афганистане и его экономического восстановления.
Афганская тема нашла свое отражение и в итоговом заявлении участников консультативной встречи. «Мы приветствуем и поддерживаем активизацию международных усилий по урегулированию ситуации в Афганистане и отмечаем в этой связи важное значение реализации итогов VII Конференции по региональному экономическому сотрудничеству по Афганистану, состоявшейся 14-15 ноября 2017 года в г. Ашхабаде, и Ташкентской конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», состоявшейся 26-27 марта 2018 года, а также Первой региональной конференции «Расширение прав и возможностей женщин в Афганистане», состоявшейся в сентябре 2018 года в г. Нур-Султане, как продолжение усилий мирового сообщества в поддержку процесса мира и примирения в этой стране», – говорится в документе.
Также участники диалога в своем заявлении подтвердили, что государства Центральной Азии намерены продолжить всесторонние усилия по вовлечению Афганистана в региональные торгово-экономические и инфраструктурные проекты, которые должны содействовать продвижению мирного процесса.
По итогам второй консультативной встречи глав государств Центральной Азии в Ташкенте были приняты важные документы, направленные на повышение эффективности взаимодействия стран региона. Напомним, первая консультативная встреча состоялась в марте 2018 года в городе Нур-Султане (Казахстан).
* * *
Эксперты подчеркивают, что проведение подобных консультативных встреч не предполагает создания новой региональной организации, что не умаляет их роли в расширении партнерства стран Центральной Азии на основе взаимного доверия, а также в координации усилий по решению общих проблем.
«Я считаю заблуждением оценки отдельных экспертов, которые смотрят на данное мероприятие с позиции европейской матрицы и заявляют, что в рамках данной консультативной встречи не было конкретного предмета обсуждения, а лишь звучали общие слова, – отметил эксперт по вопросам международных отношений Марс Сариев. – Видимо, они не понимают, что в Азии коммуникационный механизм совершенно другой и сильно отличается от европейского. Создание самого формата консультативных встреч без участия глобальных игроков – это уже важный политический акт, свидетельствующий о том, что в регионе формируется свой коллективный интеллектуальный ресурс, своя рефлексия событий, происходящих в мировом масштабе».
По его словам, в прошлом любые объединения и диалоговые площадки с участием центральноазиатских республик создавались в фарватере крупных держав, например ШОС, – по инициативе Китая или формат С5+1 – по инициативе США.
«Уникальность центральноазиатских консультативных встреч заключается в том, что южные страны бывшего Советского Союза обретают свою субъектность в мировой политике вне фокуса великих держав. Поэтому я считаю, что это был отнюдь не формальный саммит, а весьма продуктивная встреча глав государств», – добавил эксперт.
В свою очередь, эксперт по вопросам государственного управления Шерадил Бактыгулов напомнил, что встречи подобного формата страны Центрально-Азиатского региона проводили и раньше, однако политическая конъюнктура не позволяла наполнять их практическими действиями.
«После самороспуска Советского Союза мир стал однополярным. Но начиная примерно с 2014 года происходит мучительное становление многополярного мира, т. е. сегодня уже существует не один полюс принятия решений, который около двух десятилетий находился в США, теперь уже на эту роль претендуют и Россия, и Китай. То есть геополитическая конъюнктура поменялась, и то, к чему склоняются страны региона, говоря о многовекторной политике, о внеблоковом мышлении, стало реальностью», – пояснил Ш. Бактыгулов.
Сейчас, по его словам, перед лидерами стран Центральной Азии стоит необходимость «сверить часы» по существующей повестке дня, для чего и был создан формат консультативных встреч. «Подобные площадки позволяют провести консультации по тем или иным вопросам, обсудить общие проблемы, озвучить предложения, чтобы каждая из стран понимала, в каком направлении ей следует двигаться, исходя не только из своих возможностей, но и из проведенных консультаций с соседями. Это должно помочь центральноазиатским республикам соразмерить свои возможности, провести согласования, где-то выровнять позиции и определить свою тактику в рамках стратегий, определенных международными обязательствами. Главное, что это не блок, который будет действовать за или против кого-то, это формат, позволяющий странам согласовать общие региональные интересы, которые послужат развитию каждого из пяти государств региона», – подчеркнул эксперт.
Третья консультативная встреча глав государств Центральной Азии пройдет в 2020 году в Бишкеке.
Правила комментирования
comments powered by Disqus