В ноябре в Казахстане возник бурный ажиотаж вокруг одного из крупнейших банков страны – Kaspi, а именно вокруг созданной им внутренней системы платежей между пользователями. 1 ноября вице-министр финансов Руслан Енсебаев заявил, что чиновники думали над запретом этой системы: часто через неё малый бизнес принимал платежи от клиентов, не отражая их в своих доходах. Так снижаются объёмы выплачиваемых налогов и, следовательно, поступления в государственный бюджет.
Однако решение о запрете принято не было. Замглавы Минфина объяснил ситуацию тем, что "в целом это может не очень положительно сказаться на нашей экономике". Как будет решаться этот вопрос и почему госаппарат всё же настаивает на расширении в Казахстане безналичных платежей?
О Kaspi bank и его платёжной системе
Kaspi bank – это один из крупнейших банков Казахстана, работающий преимущественно в розничном сегменте. По статистике Национального банка страны, этот финансовый институт занимает пятое место среди всех банков второго уровня по размеру активов и третье – по величине ссудного портфеля.
Более всего банк известен созданием интернет-площадки Kaspi.kz, которая включает финансовые услуги, онлайн-маркетплейс, онлайн-платежи и мобильное приложение. По последним данным, ими пользуются около 5 млн клиентов. Популярность сервисов связана с их доступностью: интернет-магазин предлагает в одном месте выбрать товар (прежде всего электронику) и подать заявку на кредит.
На пике популярности сейчас находится система внутренних переводов и платёжных карт KaspiGold. Карточка открывается буквально за несколько минут, и у пользователей появляется возможность мгновенно переводить деньги с карты на карту по привязанному номеру мобильного телефона.
"Сегодня платежи по Kaspi Gold – это очень популярный механизм. С точки зрения закона о платёжных системах он соответствует требованиям, но с точки зрения Налогового кодекса и фискализации не совсем соответствует. Эти операции не фискализируются. Мы думали запретить этот механизм, но в целом это может не очень положительно сказаться на нашей экономике", – сказал вице-министр финансов Руслан Енсебаев на пресс-конференции в Правительстве 1 ноября.
В этом и состоит главная проблема для чиновников – прямой безналичный перевод денег позволяет предпринимателям не выбивать чеки, не отражать полностью доходы от своего бизнеса и платить меньше налогов.
Новость о возможном запрете, а потом и дообложении налогами пользователей системы безналичных переводов быстро начала набирать обороты в казахстанском обществе. Многие казахстанцы, даже те, кто не занимался предпринимательством, стали выражать опасения: не коснётся ли их проверка налоговых органов.
Впрочем, вскоре на возникший информационный кризис чиновники ответили. По их словам, будет проведён мониторинг переводов, который не коснётся физических лиц. Если по какому-то счёту будут видны регулярные поступления, которые могут означать как раз переводы денег от клиентов, то будут проводиться более глубокие исследования.
"Минфин не планирует взимать какие-либо дополнительные платежи или налоги от таких переводов, тем более не планирует проведение проверок безналичных переводов физических лиц. Совместно с банками мы будем работать над развитием удобной и современной инфраструктуры по осуществлению безналичных платежей", – сказал первый заместитель премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов 14 ноября.
Глава Минфина тогда подчеркнул, что использование системы платежей Kaspi не освобождает предпринимателей от обязательств по отражению своих доходов, а наличие чеков важно для защиты прав потребителей.
Вместе с тем, в Минфине сделали акцент, что развитие безналичных платежей для экономики важно: снижение доли наличных в платежах должно повысить прозрачность ведения бизнеса и тем самым снизить долю теневой экономики.
"Мы переводим людей из кэша, из непрозрачной системы. Казахстан сейчас по этому показателю является одной из самых развитых стран по динамике развития безналичных платежей, поэтому мы приняли такое решение (не запрещать платежи Kaspi. – Прим.авт.), чтобы сохранить тренд. Это очень важно. Рост на 10% безналичных платежей даёт прирост в 1% ВВП. Мы хотим эту динамику сохранить, но сделать её более правильно, цивилизованно", – сказал Руслан Енсебаев.
Чтобы решить проблему с использованием бизнесом платежей банка Kaspi, ему предложили разработать отдельный сервис для бизнеса. По последней информации, им может стать онлайн контрольно-кассовый аппарат, который будет "соответствовать требованиям Комитета государственных доходов" (налоговой службы).
Сделать оплату совершеннее и узаконить её с точки зрения Налогового кодекса и закона о защите прав потребителей планируют к 2021 году. Инструмент, как сообщили в самом банке, будет для предпринимателей бесплатным.
А что с безналичными платежами в целом?
Развитие мобильных приложений и сервисов у казахстанских банков и онлайн-кошельков, например, QIWI, быстро расширяет использование безналичных платежей. За первые пять месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го "безнал" вырос до 3,7 трлн тенге, увеличение составило 2,1 раза. Рост год к году был и в 2018 году: тогда объёмы составили 1,7 трлн тенге, и рост был в 2,2 раза к 2017-му.
Становится больше и банковских карт: к концу мая их в обороте было 25,1 млн штук, за год их число выросло на 20,8%. Держателей карточек стало больше почти на столько же – 20,2% и достигло 21,8 млн человек. И это при населении страны в 18,6 млн – очевидно, что у многих казахстанцев по несколько банковских карт, и всеми ими пользуются.
Можно предположить, что рост происходит главным образом благодаря развитию рынка. Постепенно расширяется список услуг, которые можно оплатить "безналом". Например, приход на рынок такси агрегаторов "Яндекс.Такси" и UBER в 2017 году сделал возможным оплачивать поездки с карты – раньше такой возможности не было. И клиенты стали быстро привыкать к такому удобству.
С другой стороны, государство тоже стимулирует бизнес работать с онлайн-инструментами: с 1 января 2020 года станет обязательным использование онлайн кассовых аппаратов. На сам бизнес "давят" уже клиенты, которым удобнее расплачиваться картами, а не наличными. Другой вопрос, что это широко распространено в крупных городах, тогда как в сельских населённых пунктах просто нет возможности оплатить покупки или услуги картой – у магазина может не оказаться работающего POS-терминала или просто качественной интернет-связи.
Тем не менее, тренд на рост безналичных платежей в Казахстане обозначен чётко и стремится он вверх. Важно теперь обеспечить для этого должный контроль, чтобы не помогать теневой экономике неконтролируемыми переводами денег.
Ещё важнее не сделать всё слишком зарегулированным – ограничения в объёмах переводов или усложнённая аутентификация, например, могут, наоборот, снизить популярность безналичных платежей в стране. Пока чиновники декларируют приверженность более либеральному направлению, но как будет развиваться ситуация на самом деле, покажет только время.
Правила комментирования
comments powered by Disqus