Второе заседание Национального совета общественного доверия (НСОД) при президенте Казахстана, прошедшее 20 декабря, вызвало большой резонанс в обществе. Оно и понятно — ряд поручений президента, обусловленных предложениями членов Нацсовета, с одной стороны достаточно спорные. С другой — они породили у гражданского общества пусть слабую, но все же надежду, что власть наконец-таки начала прислушиваться к народу.
Национальный совет общественного доверия (НСОД) был создан указом Токаева в июле текущего года. Цель его создания - наладить диалог между властью и обществом. В состав новой структуры вошли политологи, экономисты, политики, общественные деятели. Первое заседание НСОД состоялось 6 сентября. Членам Нацсовета, разбитым на рабочие группы, было поручено выработать ряд предложений по реформированию казахстанского законодательства.
На втором заседании Токаев назвал те предложения, которые он принял.
Среди них - отмена смертной казни, декриминализация наказания за клевету, реформа казахского языка, создание института парламентской оппозиции и т. д.
«Формула “разные мнения - единая нация” нашла свое прямое воплощение в НСОД. Это не просто лозунг или идея, а уже реальное действие. Посредством диалога мы формируем основу новой политической культуры. На передний план выходит плюрализм мнений, конструктивная позиция и ответственность. Мы преодолеваем боязнь альтернативной точки зрения. Власть уже не считает, что несогласие - общественно опасное явление», - отметил Токаев в своем выступлении.
По словам казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, являющего членом НСОД, рабочие группы Нацсовета выдвинули президенту большое количество идей, многие из которых были диаметрально противоположными друг другу.
«Механическое реформирование — реформы ради реформ — не будет иметь никакого смысла. Мы помним, с чего начиналась горабчевская перестройка: все подходы были правильными — и гласность, и ускорение, и демократизация… Но чем в итоге все закончилось?! С другой стороны — что-то менять надо! Вопрос — что? И по каждому вопросу — будь то политика, экономика и т.д. - масса подходов. И выработать какой-то единый путь - очень сложно. Именно поэтому, на мой взгляд, глава государства решил придерживаться пути поэтапного реформирования: сначала он выбрал 10-15 инициатив, которые не вызывают откровенно негативного восприятия и теперь постепенно их будет внедрять», - рассказал Ашимбаев в интервью StanRadar.com.
Одним из законов, которого коснутся изменения, стал «О политических партиях». В частности, членами НСОД было предложено снизить минимальный порог для регистрации партии с 40 тысяч до 20 тысяч человек. Еще один закон — о митингах и акциях протеста тоже по поручению президента будет подвергнут реформированию. В частности, предполагается, что будет разрешено проводить митинги в уведомительном порядке.
«Пришло время для того, чтобы прививать общественному сознанию культуру митинга. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно. Но надо понимать, что митинги - это не только право, но и ответственность», - заявил Токаев на заседании НСОД.
«Мы прекрасно понимаем, что в свое время увеличение нормы регистрации для политических партий было сделано для того, чтобы помешать радикалам проникнуть на политический Олимп. А закон о митингах — стал профилактикой от оранжевых революций, которых на нашем поле 10 - 15 лет назад было достаточно много. То есть эти меры на тот момент были достаточно обоснованы. Власть защищалась от возможных экстремистов и от разжигания всевозможных розней», - поясняет Ашимбаев.
Однако, констатирует эксперт, государство в стремлении укрепить вертикаль власти взяло на себя слишком много вопросов.
«Спорить с государством фактически стало очень сложно, поскольку любая критика на любом уровне стала восприниматься госаппаратом как разжигание розни и призывы к свержению конституционного строя. Но, к сожалению, и мы это прекрасно понимаем, значительная часть проблем стоящих перед страной как раз и продуцируются этим самым госаппаратом — и коррупция, и бюрократия, и неэффективность и т. д.», - отмечает Ашимбаев.
Еще одно нововведение — отмена смертной казни. Было решено, что Казахстан присоединиться ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Следует пояснить, что сегодня смертная казнь в республике не практикуется, поскольку на данный вид наказания в 2003 году наложен мораторий. Однако эта норма все же имеется в уголовном кодексе и может быть применена ко всем приговоренным к ней через год после окончания действия моратория.
«Де-факто смертная казнь не применяется давно. Конечно, это вопрос, который будет обсуждаться в обществе долго. Есть виды преступлений, по которым, с моей точки зрения, смертная казнь должна применяться — это преступления, связанные с педофилией и наркотиками. И решение об отмене смертной казни - во многом связано с качеством правосудия. Уровень доверия к судебной системе в Казахстане достаточно низкий. Поэтому на данный момент государство не может позволить себе оставить эту статью, в силу того, что доверие к тем, кто выносит эти решения, в стране пока отсутствует» - поясняет эксперт.
Еще одна поправка, которая вызвала большой общественный резонанс — декриминализация клеветы. Сегодня в стране клевета отнесена к уголовным правонарушениям и человека, осужденного по этой статье, могут упечь за решетку. Декриминализация же данной статьи позволит обходиться более мягкими мерами воздействия, не связанными с лишением свободы — в первую очередь штрафами.
«Декриминализация - это просто символический жест. Ведь есть достаточно много официальных оснований с помощью которых можно закрыть то или иное СМИ — и налоговые и прочие статьи уголовного кодекса», - отмечает Ашимбаев .
Политолог отмечает, что из всех предложений от членов НСОД глава государства выбрал самые главные.
«Пакет инициатив Токаева — это первый шаг. Президент выбрал те предложения, которые соответствуют определенному консенсусу — не только в рамках Нацсовета, но и вне его. Поэтому я оцениваю все эти поправки не с точки зрения «больше демократии», а с позиции того, насколько это повлияет на эффективность работы государства.
Да, государство не всегда реагирует на все призывы общества, поскольку не всегда эти призывы — здравые. А здравого смысла у нас не хватает не только в госполитике, но и в управлении. Поэтому президент движется не к тому, что все хочется, а к тому, что нужно сделать», - резюмирует собеседник редакции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus