Трагические события, разворачивающиеся вокруг Ирана, не стали стартом для Третьей мировой войны — пока во всяком случае. Тем не менее на карте мира есть еще несколько «горячих точек», и везде пересекаются интересы ядерных держав. Рванет ли?
Часть аналитиков, особенно военных, считают, что избежать третьей мировой войны шансов мало. Правда, не совсем понятно, какую форму она примет и где начнется. Регионов, где может вспыхнуть очередная мировая, сейчас несколько. Еще пару недель назад казалось, что война начнется на Ближнем Востоке, причем уже завтра.
В этот раз миру повезло
После санкционированного на самом высшем уровне убийства иранского генерала Касема Сулеймани и ответного удара иранских ракет по американской базе в Ираке мир замер в ожидании. Однако в этот раз обошлось — войны не случилось. Однако Иран заявил, что окончательно выходит из ядерной сделки.
Указанная сделка — это так называемый Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Его в 2015 подписали США, Россия, Китай, Германия, Великобритания, Франция и сам Иран. Договорились, что иранские власти впускают на ядерные объекты международных инспекторов и ограничивает ядерную программу. Взамен им отменяют санкции.
Правда, Трамп из соглашения вышел еще в 2018, а иранские власти в ответ постепенно начали сокращать и свои обязательства. Но после известных событий прекратили сразу и окончательно.
Теперь слово за США и Ираном. Однако даже если этот конкретный вопрос уладят, Ближний Восток остается одной из самых горячих точек на карте мира. Но уже не первой.
Война может начаться независимо от желания сторон
На первое место по опасности многочисленные наблюдатели ставят сейчас Корейский полуостров. Если начнется «горячая фаза», в нее втянутся США (скорее всего, с НАТО вместе), Китай и Россия, а следом и ряд других стран.
Например, Пекин уже давно пообещал вступиться за северокорейцев. Правда, при условии, что начнут военные действия не они. Причем эта фаза может наступить даже независимо от желания сторон
Когда часто проводят различные учения и тому подобные демонстрации силы, что-то может пойти не так. И война разразится как бы сама собой.
Напряженность в регионе не стихает с середины 20 века — с корейской войны. События развиваются по спирали — напряженность то спадает, то опять накаляется.
Еще летом 2018 Пхеньян и Вашингтон вроде договорились о нормализации отношений и даже подписали соответствующий документ
— Согласно документу, в обмен на отказ Пхеньяна от ядерного оружия и полную денуклеаризацию полуострова американская сторона пообещала предоставить «гарантии безопасности» КНДР. Однако, по мнению северокорейской стороны, никаких шагов, подтверждающих данные обещания, Вашингтон не предпринял, но продолжает требовать от северокорейской стороны полного ядерного разоружения, — писала тогда Russian Today.
В июне 2019 прошли очередные переговоры глав государств. Трамп и Ким Чен Ын встречались на линии разделения Северной и Южной Кореи. Снова безрезультатно. В начале октября 2019 прошла встреча северокорейской и американской делегаций в Швеции. И опять с нулевым итогом.
Договорится ли Дональд Трамп с Ким Чен Ыном?
Одновременно обе стороны обменивались взаимными претензиями. Кончилось все официальным объявлением Северной Кореи, что «вопрос ядерного разоружения более не является актуальным для переговоров Северной Кореи и Соединённых Штатов»
Произошло это в первой половине декабря 2019 года.
Дональд Трамп в Твиттере заявил, что Ким Чен Ын обязан провести нуклеаризацию. Но о гарантиях безопасности, как и ранее, ничего не написал. Между тем КНДР именно этих гарантий и требует.
Эксперты обращают внимание, что весной 2020 года в Южной Корее пройдут парламентские выборы. И если победят «правые», все станет еще хуже, поскольку именно они против диалога с КНДР.
Однако многие полагают, что конфликт в ближайшее время не перейдет в «горячую фазу». Как раз наличие у КНДР ядерного оружия не даст нанести по ним превентивный удар.
12 января 2020 стало известно, что США предложили Северной Корее возобновить переговоры в Стокгольме
Об этом заявил советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен в интервью изданию Axios. Хотя получится ли договориться до чего-нибудь в итоге, вопрос открытый.
Штата Кашмир больше нет
На втором месте не прекращающееся более полувека противостояние двух стран с ядерным оружием — Индии и Пакистана. В 1947 году обе страны получили независимость. И тут же между ними вспыхнул не прекратившийся и сегодня спор, чей Кашмир? С тех пор страны воевали трижды, два раза как раз из-за Кашмира.
- Первая индо-пакистанская война (Первая кашмирская война; 1947—1949)
- Вторая индо-пакистанская война (Вторая кашмирская война; 1965)
- Третья индо-пакистанская война (1971).
Случилось и еще несколько конфликтов, которые, к счастью, не вылились в полноценную войну.
Опасно это противостояние не только тем, что оба участника обладают ядерным оружием. Как и в предыдущем случае, вмешаться могут сразу несколько держав. У Пакистана довольно тесные связи с Китаем, у России — с Индией. Соединенные Штаты тоже поддерживают Пакистан.
31 октября 2019 года в Индии вступила в силу отмена статуса штата для Кашмира (решение приняли еще в августе). Вместо него появились так называемые союзные территории Джамму и Кашмир.
Отличие статусов в том, что штатом руководит губернатор, а союзной территорией — напрямую правительство. Конкретно кашмирские власти еще к тому же обладали особыми правами, которых не было у других штатов. Например, у Кашмира была собственная Конституция.
По-хорошему в Кашмире не поняли
Эксперты считают, что последней каплей, после чего Нью-Дели и решил отменить все льготы, стал теракт в феврале 2019 года. В результате погибли 45 индийских военнослужащих.
Осенью 2019 снова начались стычки. В октябре Нью-Дели заявил, что с пакистанской стороны обстреляли индийскую, были человеческие жертвы. Исламабад это отрицал, однако индийская армия нанесла удар по лагерям боевиков на подконтрольной Пакистану части Кашмира. Тогда Исламабад объявил, что Нью-Дели нарушил ранее взятые на себя обязательства по прекращению огня в зоне конфликта двух стран.
У пакистанских властей известие о ликвидации штата вызвало серьезно раздражение. Официальное заявление внешнеполитического ведомства страны гласит: «Пакистан отвергает раздвоение Джамму и Кашмира на две союзные территории».
— Долгое время власти этой страны очень аккуратно вели себя в отношении Кашмира. Мало того, что это спорная территория между Индией и Пакистаном.
Это был единственный штат в Индии, где мусульмане составляют большинство населения, причём их доля не падает, а растёт. Моди отлично понимал специфику региона, не делал резких движений, старался развивать местную экономику и идти, где это возможно, на уступки местным жителям. Но эффекта это не дало. Тогда в Нью-Дели решили действовать по-другому, — пояснил профессор МГИМО Сергей Лунёв в беседе с RT.
Аналитики считают, что конфликт будет продолжаться еще долго. Подпитывают его не только обоюдная неприязнь Нью-Дели и Исламабада, но и ситуация в самом Кашмире. Тяжелое экономическое положение приводит к социальной напряженности, в результате чего растет и религиозный радикализм.
Китай наращивает мускулы — и это беспокоит не только Пентагон
Очередной «горячий регион» — Южно-Китайское море. На архипелаг Спратли и Парасельские острова еще с середины прошлого века претендуют сразу шесть стран: Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и даже Бруней.
Подлил масла в огонь Китай, который в 2014 году начал строить искусственные острова. Между тем про пролегающим здесь морским путям идет половина только индийского импорта и экспорта. Кроме того, импорт почти всего сжиженного газа в Китай и около двух третей нефти.
Стоит учесть, что одновременно Китай «наращивает мускулы» усиленными темпами. Это беспокоит не только США, но и например Индию с Вьетнамом.
— В 2017 году он спустил на воду первый авианосец собственного производства, в 2020 году ожидается его ввод в строй и включение в состав флота. А уже в 2021 году планируется спуск на воду авианосца нового поколения, примерно соответствующего по своей эффективности американским.
Сообщается о планах Китая создать шесть авианосных групп, чью деятельность будут обеспечивать 10 зарубежных баз.
Современная элита США, объединённая (даже в условиях «холодной гражданской войны» против Трампа) неприятием Китая и жаждой «освободиться от экономической зависимости» от него, органически не способна примириться с такой перспективой, которая может спровоцировать её на «удар на опережение», чтобы устранить опасность до её вызревания, — пишет научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин на портале RT.
И ситуация в Южно-Китайском море может стать предлогом. Делягин полагает, что наиболее вероятное время для удара — 2020-2021 годы
— Вторые выборы Трампа могут создать для американской элиты (причём и для его сторонников, и для его противников) непреодолимые соблазны организации «локального военного столкновения» с непредсказуемыми стратегическими последствиями — в стиле подрыва крейсера «Мэн» на рейде Гаваны (вероятно, организованного для создания предлога для войны с Испанией) или выдуманного инцидента в Тонкинском заливе (ставшего предлогом для бомбардировок Северного Вьетнама), — считает он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus