90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Торг уместен: в ЕАЭС приступают к устранению барьеров

07.02.2020 10:00

Экономика

Торг уместен: в ЕАЭС приступают к устранению барьеров

С подачи Минска и Нур-Султана в Евразийском экономическом союзе приступили к устранению барьеров, препятствующих свободной торговле и созданию общего рынка. Предстоит проделать большой объем работы, которая в свою очередь повисит КПД интеграции.

На днях в Алматы состоялось очередное заседание Евразийского межправительственного совета ЕАЭС. Мероприятие проходит на регулярной основе в государствах Союза. Особенностью очередного заседания стало участие в нем нового премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Его назначение на этот пост состоялось 16 января, а служебная командировка в Алматы оказалась дебютной зарубежной поездкой. «Символично, что первый визит в качестве главы правительства мы совершаем в Казахстан», – отметил глава российского правительства.

В Казахстане визиту М. Мишустина уделили особое внимание. Кроме премьер-министра РК Аскара Мамина, российский гость встретился с главой государства Касым-Жомартом Токаевым и первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Такая плеяда политических тяжеловесов недвусмысленно говорила о том, что в Нур-Султане придают особую ценность отношениям с Российской Федерацией. Как подчеркнул Н. Назарбаев в ходе встречи с М. Мишустиным, он всегда стремился укрепить отношения с северным соседом. «Я очень хочу, чтобы так оставалось всегда», – сообщил первый президент страны.

Для Казахстана Россия остаётся большой страной во всех смыслах. Прежде всего она является крупным экономическим партнёром. За 11 месяцев 2019 года товарооборот с ней составил 17,2 млрд долларов. Сегодня в РК работает свыше 10 тыс. предприятий с участием российского капитала, или 37,4% от общей численности компаний с иностранным участием. Но Россия – не только крупный партнёр Казахстана. На неё приходится порядка 90% внутренней торговли в ЕАЭС. Поэтому с правительственными переменами в Российской Федерации в интеграционном блоке связывают динамичные сдвиги.

Возможно, по этой причине на встрече в Алматы не стали откладывать сложные вопросы в долгий ящик, а сразу перешли к их обсуждению. Переговоры с М. Мишустиным казахстанский премьер-министр А. Мамин начал с реестра согласованных препятствий. По его словам, прежде в нем было 60 пунктов, а сегодня – 68. Таким образом, барьеров на пути к свободному рынку в ЕАЭС оказалось больше. «Ранее казахстанской стороной были инициированы поправки для устранения барьеров, позволяющие регламентировать процесс рассмотрения до трёх месяцев, – сказал премьер-министр РК. – Вместе с тем до настоящего времени продвижения в данном вопросе нет».

Это не первый тревожный сигнал из Нур-Султана. В декабре 2019 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге казахстанская сторона также подняла вопрос о торговых барьерах. Как отметила вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова: «Несмотря на то, что мы двигаемся к свободному внутреннему рынку, страны (ЕАЭС– Ред.) стремятся защитить своих производителей и ставят препятствия развитию торговли». Подобная ситуация вредит не только конкретно Казахстану, но и перспективам создания огромного общего рынка на евразийских просторах.

По заседанию Межправительственного совета в Алматы было заметно, что внутри ЕАЭС растёт напряжение из-за барьеров в торговле. Справедливости ради следует сказать, что раньше Казахстана об их устранении заговорила Белоруссия. В 2020 году пост председателя ЕАЭС перешёл к Минску, что даёт ему право формировать евразийскую повестку дня. По словам премьер-министра РБ Сергея Румаса, годовой план работы подготовлен и определены приоритеты. Среди основных целей председательства – «полное устранение барьеров, сокращение ограничений и изъятий на рынках ЕАЭС», а также противодействие появлению новых препятствий в торговле.

Так же как и премьер-министр РК А. Мамин, С. Румас обратил внимание на увеличение количества барьеров в ЕАЭС. Но эту тенденцию он связывает не столько с политикой протекционизма, которой придерживается ряд стран интеграционного союза, а с более тщательной, чем ранее, деятельностью Евразийской экономической комиссии. По его словам, ЕЭК «глубже погружается в работу национальных экономик и выявляет новые барьеры и ограничения, препятствующие внутренней торговле (стран ЕАЭС. – Ред.)».

Таким образом, алматинская встреча премьер-министров показала, что в внутри ЕАЭС складывается «антибарьерный» блок, который образовали Казахстан и Белоруссия. Обе страны придерживаются одинаковой позиции, но мотивы у них разные. У Минска экспортно ориентированная экономика. Она чувствительна к разного рода преградам в торговле, которые сдерживают рост её ВВП. В свою очередь, Нур-Султан столкнулся с другой проблемой. В торговле с государствами ЕАЭС у РК образовался сильный дефицит. В 2018 году товарооборот составил 19,1 млрд долларов. Из этой суммы 13,2 млрд пришлись на импорт продукции из ЕАЭС, а 5,9 млрд – на экспорт. Разница почти в два раза. В результате Казахстан торгует в убыток себе.

Российский премьер-министр поддержал партнёров по ЕАЭС. «Первая задача, – отметил М. Мишустин на заседании, – это устранить препятствия во внутренней торговле и развивать конкурентные условия для бизнеса». Работа предстоит архисложная. Поэтому он заранее просил коллег придерживаться консенсуса в принятии решений и проявлять гибкость на переговорах.

В Алматы никто не питал иллюзий относительно мгновенной кипучей деятельности в этом вопросе. Знать бы заранее, как поступить с имеющимися барьерами в торговле. Рассматривались разные варианты, в том числе радикальный: взять всё и отменить! «Это сложный вопрос, – сказал С. Румас, – и там есть разные ограничения по весу, срокам, влиянию на экономику. Вместе с тем по этому пути надо двигаться».

2020 год обещает стать сложным, а возможно, и переломным в судьбе ЕАЭС. Многое зависит от того, смогут ли страны найти общий язык и сократить препятствия на пути к свободной торговле. В случае положительного ответа динамика интеграционных процессов в ЕАЭС ускорится. Только для этого требуется политическая воля, т. к. придётся пойти на непопулярные среди населения меры. Ведь, с одной стороны, государства ЕАЭС видят преимущества в устранении торговых барьеров, а с другой – опасаются, что это ударит по местным товаропроизводителям.

Пока решительно и оптимистично настроены Казахстан и Белоруссия, которые активно продвигают в ЕАЭС идею устранения торговых барьеров. «Уверен, что создание полноценного союза, свободного от изъятий и ограничений во взаимной торговле товарами и услугами, обладающего мощным промышленным, агропромышленным, экспортным и инвестиционным потенциалом, – это именно тот результат, которого ожидают сегодня от ЕАЭС граждане наших государств», – отметил на алматинской встрече С. Румас.

Кстати говоря, Минск и Нур-Султан объединяет не только схожая позиция по торговым барьерам в ЕАЭС. Накануне заседания Межправительственного совета в Алматы Белоруссия снова подняла вопрос поставок нефти из Казахстана для своих НПЗ. В последний раз об этом громко говорили в конце 2019 года и даже готовились заключить контракт. Как отметил бывший министр энергетики РК Канат Бозумбаев, «можно сказать, что (договор. – Ред.) на 100 процентов согласован». Минск рассчитывал получить 3,5 млн тонн нефти.

Были ожидания, что на межправительственной площадке в Алматы премьер-министры двух стран обсудят поставки нефти. Такие настроения усиливал белорусский президент Александр Лукашенко, который 29 января подписал указ, наделявший правительство правом вести переговоры о покупке энергоносителей за рубежом. Однако встреча двух премьеров прошла без сюрпризов. Они не поднимали нефтяную тему, а акцентировали разговор на торговле, инвестициях и кооперации в сфере производства.

Не было смысла обсуждать сделку по нефти. Как сказал в январе А. Лукашенко, «возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим». Между двумя странами нет общей границы, поэтому поставки энергоресурсов требуют доступа к инфраструктуре РФ. Ранее С. Румас сообщил, что в скором времени думает провести в Москве переговоры, где намерен «пройтись по всем без исключения вопросам, которые стоят на повестке дня во взаимоотношениях с Российской Федерацией».

Участники встречи в Алматы говорили не только о перспективах торговли в ЕАЭС, цифровизации экономик и углублении интеграции. Михаил Мишустин и президент Касым-Жомарт Токаев также обсудили предстоящий в наступившем году Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана и перспективы трансграничных рек – Урала и Иртыша. Об их судьбе говорили в 2019 году на аналогичном мероприятии в Омске. Проблема рек закрепляется в повестке дня российско-казахстанских отношений.

Кроме этого К.-Ж. Токаев принял приглашение приехать в Москву на День Победы, сказав, что «это наш общий праздник».

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

07.02.2020 10:00

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Кайрат Пернешович Кожамжаров

Кожамжаров Кайрат Пернешович

Генеральный прокурор Казахстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
14

человек претендует на 1 вакантное рабочее место в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31