Парламентские выборы, безусловно, одна из самых обсуждаемых тем в политизированном социуме Кыргызстана. Кто с кем, куда и на каких условиях – главный предмет публичных дискуссий и закулисных разговоров.
Скорее всего, правила игры до выборов меняться не будут. То есть выборы пройдут в срок, 4 октября. Чтобы попасть в Жогорку Кенеш, партиям придется преодолевать 9-процентный барьер и вносить по 5 миллионов сомов в качестве избирательного залога.
Учитывая только эти вводные, можно легко предположить, что в парламент пройдут 2-3, максимум 4 партии. Вернее, партиями эти организованности можно назвать весьма условно. Скорее, группы политиков, вынужденных идти вместе, под одной вывеской, чтобы получить депутатские мандаты. Говорить о естественной эволюции института политических партий в таких условиях трудно. Но таковы правила, которые мы для себя посчитали необходимыми.
VI созыв Жогорку Кенеша сильно себя дискредитировал. Поэтому формально предполагается, видимо, обновить партийное поле. Скажем, вместо СДПК – «Биримдик», вместо «Республики – Ата Журт» и «Онугуу-Прогресс» — «Мекеним Кыргызстан» и тому подобное.
Обновление будет действительно формальным. Потому что многие депутаты, в том числе и одиозные, будут баллотироваться в новый парламент.
Для успеха проходные политические группы-партии должны аккумулировать ресурсы в виде поддержки «Белого дома», немалых финансов и кандидатов с работающей электоральной сеткой на местах. А уже между ними победа в битве за мандаты будет зависеть от того, насколько эффективной окажется избирательная компания каждой партии.
Пока все основные участники предстоящей гонки как будто затаились и ждут. То ли отмашки из «Белого дома», то ли окончательных внутренних решений. Но вероятно и то, что проводить масштабные PR-кампании основные партии-кандидаты на попадание в Жогорку Кенеш не собираются.
Не потому что нет средств, а потому что нет понимания необходимости. Ведь кажется, что намного эффективнее использовать любимые разнообразные технологии подкупа избирателей и давления на них, особенно непосредственно в день голосования.
Поэтому ситуация на сегодня выглядит абсурдной. Публичные, открытые структуры, которыми должны быть политические партии, интригуют электорат вместо честного диалога. Кто-то пустыми заставками своих партийных сайтов, обещающих, что совсем скоро здесь появится уникальный контент. Кто-то рассказами о создании новой политической платформы, не разъясняя, чем же плоха была старая и почему от нее надо было отказываться. Кто-то и вовсе никак себя не проявляет, ограничиваясь редкими комментариями членов партии в СМИ.
Но предстоящие выборы отличаются от выборов 2015 года тем, что будущему Жогорку Кенешу придется бороться за легитимность в глазах электората. То есть власть нужно будет не только суметь взять, но, что самое главное, удержать. И если не получить реальную поддержку избирателей, то судьба нового депутатского корпуса может быть весьма плачевной.
9-процентный избирательный барьер сам по себе нарушает принцип пропорциональности представительства. А если на эту проблему еще наложится сокрушительная победа партий, чьи названия электорат даже выучить не сумел, потому что партийные боссы не посчитали нужным вкладывать в PR, то можно, пожалуй, говорить о возможности обострения внутриполитической обстановки с самыми негативными последствиями.
Это ведь как раз то, от чего хотели застраховаться, вводя новые правила игры. Но, увы, ситуация изменилась, тех разработчиков новых ныне уж нет на политическом небосклоне. Все игроки ушли, но правила то остались…
Правила комментирования
comments powered by Disqus