Население предпочитает национальные компании иностранным
Китайский инвестор свернул проект строительства индустриально-торгового логистического центра «СЭЗ Ат-Баши» в Нарынской области после протеста местных жителей, сообщил премьер-министр правительства Киргизии Мухаммедкалый Абдылгазиев. Объект стоимостью 280 млн долл. должен был стать одним из крупнейших в Центральной Азии и обеспечить почти 15 тыс. человек рабочими местами. Эксперты отмечают, что в последнее время многие проекты, связанные с участием китайской стороны, сталкиваются с сопротивлением киргизского населения.
Соглашение о строительстве логистического центра было подписано летом 2019 года в ходе государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Бишкек. Было создано совместное киргизско-китайское предприятие на базе компаний ОсОО «Нур Строй Монтаж» и компании One Lead One (HK) Trading Limited. Для создания свободной экономической зоны (СЭЗ) государство выделило 200 га земли в сопредельной с Китаем Нарынской области в аренду на 49 лет.
Как сказал «НГ» советник премьер-министра Киргизии Кубат Рахимов, место было выбрано не случайно. Рядом государственная граница, через погранпост «Торугарт» которой идут товарные потоки, правда китайский импорт превалирует над киргизским экспортом. Поэтому в Бишкеке было решено создать логистический центр перевалки товаров, аналогичный казахстанскому «Хоргосу». Тем более что уже построена автодорога Север–Юг, которая соединяет северо-восток страны с юго-западом, с Ферганской долиной. Торугартский переход, если сравнивать с дорогой на «Хоргос», выгоднее. Он прямее и короче и, что очень важно, может работать круглогодично.
В декабре прошлого года премьер-министр Мухаммедкалый Абдылгазиев заложил капсулу на месте строительства ат-башинского центра, а инвесторы внесли около 615 тыс. долл. в счет арендной платы. Планировалось, что комплекс будет состоять из складов, торгово-выставочных и грузового терминалов, гостиниц, предприятий общественного питания и автозаправочной станции.
Инвестор также предусмотрел спортивные и развлекательные зоны, бизнес-центры и производственные предприятия. Следующий уровень, по словам Рахимова, – производство. Подразумевалось, что там будут созданы несколько десятков предприятий, которые, используя преимущество нахождения Киргизии в Евразийском экономическом союзе, могли бы реиндустриализировать некоторые проекты, не нарушая законодательства, но используя китайское сырье, комплектующие, полуфабрикаты, что-то производить.
С самого начала инвестор оценил свои затраты в 280 млн долл. и 15 тыс. рабочих мест с перспективой роста. Из них 13 тыс. рабочих мест предназначалось местным жителям. Что касается земли, то она отдавалась в аренду на 49 лет. На всю эту территорию распространялись правила СЭЗ «Нарын». В рамках действующего законодательства распорядителем земли должна была выступать СЭЗ «Ат-Баши». А арендатором – совместная компания «Ат-Башы Кыргыз-Китай эркин соода аймагы». Для Средней Азии – Киргизии, Таджикистана и части Узбекистана это было бы очень удобное место, считает Кубат Рахимов.
Однако местное население выразило несогласие с линией правительства. Жители Ат-Баши опасаются, что лишатся своей земли. Они потребовали расторжения соглашения с китайской компанией и привлечения на строительство местных бизнесменов. Компания после серии митингов местных жителей была вынуждена свернуть проект.
«К сожалению, компания сообщила о своем вынужденном решении выйти из проекта из-за искусственного нагнетания отношений с местным населением. Мы с сожалением вынуждены констатировать, что к уходу такого крупного инвестора приводит в первую очередь фактор недоверия людей к власти», – сказал Абдылгазиев на встрече с представителями бизнеса и донорских организаций.
По мнению киргизского политика Феликса Кулова, сложившаяся ситуация отразится самым негативным образом на инвестиционной привлекательности Киргизии. «Законы о защите инвестиций не работают, инвесторы, видя беспомощность правительства и беззубость судебной системы, попросту не рискуют вкладываться в экономику Киргизии.
К сожалению, без привлечения инвестиций рассчитывать на оживление экономики в настоящее время попросту нереально. Самый простой и наиболее эффективный способ решения данной проблемы, которая переросла в масштаб общегосударственной проблемы, видится в применении новых подходов с участием наших граждан при их прямой личной заинтересованности», – считает Кулов.
По мнению Кубата Рахимова, есть несколько причин изгнания инвесторов. Первая – синофобия. В последнее время в Киргизии закрыт ряд проектов с участием китайских инвесторов. «Событие неприятное, но говорит о том, что инвесторам необходимо глубже анализировать ситуацию. Бизнесмены, которые заходят в республику, должны брать на себя дополнительные издержки и понимать, какие риски их ожидают», – отметил советник киргизского премьера.
Обвинять только киргизское правительство, по его мнению, было бы недальновидно. «Здесь есть серьезная недоработка со стороны инвестора, который не учел моментов, не привлек к проекту профессиональных консультантов агентств, занимающихся проработкой вопросов с местными сообществами. Работа с населением или не проводилась вовсе, или проводилась плохо», – сказал Рахимов. По его мнению, именно по этой причине многие проекты терпят крах, особенно в горнорудной промышленности. Власти уже ввели запрет на разработку и добычу урана в стране. А ситуация такова, что 2/3 пород содержит уран. Это ставит под удар разработку месторождений.
Вторая причина – политическая. 2020 год – год парламентских выборов. Население республики слишком политизировано. Принцип замещения таков, что если экономики мало, то люди идут в политику. Это и национальный вид спорта, и бизнес. Поскольку есть определенные финансовые взаимоотношения и есть заказчики.
По мнению Кубата Рахимова, уход инвестора – это плохо, но некритично, поскольку Киргизия остается страной с определенным уровнем привлекательности. «Разные инвесторы, с разными интересами, с разным пониманием рисков. Другое дело, насколько они глубоко подходят и качественно прорабатывают свое решение.
Есть несколько десятков успешных проектов в Киргизии, у которых все хорошо. Есть несколько негативных примеров, но и это нормально. Это говорит о том, что ситуацию нужно анализировать. Что касается китайского руководителя компании One Lead One (HK) Trading Limited Лю Ина, то он успешно развивает свой бизнес в республике в других кластерах и уходить с киргизского рынка не собирается», – подчеркнул эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus