90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Туркменистан. Позорное эхо Азиады

24.02.2020 15:00

Общество

Туркменистан. Позорное эхо Азиады

Этот рассказ — о позоре, который в Туркменистане тщательно скрывают. В нем замешано большое количество людей, в том числе достаточно известных.

Речь, как вы уже догадались, пойдет о спорте, а начнем мы с одной из самых известных туркменских девушек-спортсменок, участницы Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, сотрудницы Государственной таможенной службы Туркменистана Гульнары Хайитбаевой (на фото слева).

В самый разгар соревнований V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам 2017 года в Ашхабаде, Гульнара Хайитбаева сдала пробу на допинг. Несмотря на болтовню туркменских чиновников и газетчиков о том, что новехонький ашхабадский Центр допинг-контроля в Олимпийском городке укомплектован первоклассным лабораторным оборудованием и готов к выявлению случаев применения запрещенных препаратов, в Ашхабде никто анализов не проводил. Все взятые здесь пробы отправлялись в аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) лабораторию в Дохе.

Пока ее моча путешествовала по миру, Г. Хайитбаева успела стать четырехкратной чемпионкой Игр сразу в нескольких видах программы: традиционной туркменской борьбе гореш (по «золоту» в классическом и вольном стиле), классической борьбе на поясах и борьбе на поясах «алыш». Кроме того, лишь немного Гульнаре не хватило для пятой золотой медали — в соревновании вольным стилем на поясах она уступила своей соотечественнице Динаре Халлыевой и к четырем своим золотым медалям прибавила одну серебряную.

За свое геройство Гульнара Хайитбаева получила почетное звание «Заслуженный мастер спорта Туркменистана» и ценный подарок от имени президента Курбанкули Бердымухаммедова — то ли легковой автомобиль, то ли квартиру, теперь уже не имеет значения, поскольку вскоре из Катара поступило неприятное известие: в пробах Гульнары были обнаружены сразу два запрещенных психостимулятора: метилгексанамин и диметилбуталимин.

Олимпийский совет Азии (ОСА) — главный организатор ашхабадской Азиады, немедленно отобрал у Г. Хайитбаевой все медали, а Всемирная федерация борьбы после проведенного разбирательства дисквалифицировала спортcменку на 2 года.

История на этом не заканчивается. Та самая Динара Халлыева, опередившая Гульнару Хайитбаеву в борьбе за «золото» в борьбе на поясах стилем «алыш», также не прошла допинг-контроль. В продуктах ее жизнедеятельности, тщательно изученных специалистами ВАДА в Дохе, была выявлена повышенная концентрация мельдония, за что Д. Халлыева была дисквалифицирована на 4 года и лишена двух золотых, двух серебряных и одной бронзовой медали V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам, собранных ею плюс-минус в тех же разновидностях борьбы, что и Гульнарой Хайитбаевой.

А поскольку дисквалифицированные девушки выступали в одной весовой категории (до 65 кг) и практически поделили между собой все первые-вторые места, то их обоюдная дисквалификация повлекла весьма существенное перераспределение медалей, в результате чего негаданное счастье обрушилось на 17-летнюю юниорку из Узбекистана Диляфруз Мамаджанову — которая внезапно оказалась пятикратной чемпионкой ашхабадской Азиады (!) и еще разок серебряной призеркой.

Кроме того, необходимо вспомнить еще одного мультичемпиона ашхабадских Игр в закрытых помещениях — 155-килограммового туркменского богатыря Реджепалы Оразалиева. Сначала он завоевал золотую медаль в борьбе гореш вольным стилем, потом заборол всех еще и классическим стилем, но вскоре выяснилось, что свои боевые килограммы богатырь щедро подкармливал анаболическими андрогенными стероидами. С золотыми медалями Оразалиеву пришлось попрощаться и заодно получить 4 года дисквалификации.

Горькая ирония заключается в том, что Реджепалы Оразалиев зачитывал торжественную клятву от имени всех спортсменов Туркменистана во время церемонии открытия V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам в Ашхабаде 17 сентября 2017 года. Собственно говоря, зрители помнят, это был один из самых трогательных моментов церемонии. Мочу на анализ парень сдал в аккурат за день до этого.

Ни Гульнара, ни Динара, ни Реджепалы даже не пытались бороться за свою правоту, фактически признав справедливость предъявленных им обвинений. Как следует из документов, опубликованных на официальном сайте Всемирной федерации борьбы, спортсмены дали лишь краткие комментарии, поражающие наивностью и непрофессионализмом.

Г. Хайитбаева: «Я никогда не принимала никаких лекарств, кроме тех, что прописывал мне мой доктор. Также я принимала пищевые добавки в виде напитков, но они не содержали никаких запрещенных веществ».

Д. Халлыева: «Я понятия не имею, как этот препарат [мельдоний — прим. автора] оказался в моем организме. Я никогда ничего не принимала, кроме выписанных доктором витаминов. Около полугода назад я почувствовала боль в сердце и вызвала ''скорую''. Они сделали мне укол, но не знали, что я спортсменка и что может случиться такая ситуация. Это единственный раз, когда я приняла лекарство. Мне очень жаль, что так случилось, никогда в своей спортивной карьере я даже не думала о применении допинга».

Р. Оразалиев: «Во время учебно-тренировочных сборов в Белоруссии в июне-июле 2016 года у меня заболела печень. Я обратился за помощью, и местный доктор дал мне таблетки. Я не знаю, что это были за таблетки, но мне сказали, что они от печени, она у меня была увеличена. После сборов уже дома я проверился в местной клинике, печень еще больше увеличилась. Это был единственный случай, когда я не контролировал, что за таблетки выпил».

При этом, никаких доказательств в поддержку сделанных ими заявлений, спортсмены не предоставили. Разумеется, никто этот лепет всерьез не воспринял. Апелляции поданы не были, решения о дисквалификации вступили в законную силу.

Самое время поинтересоваться, что обо всей этой отвратительной истории известно в самом Туркменистане. Рассказал ли кто-нибудь туркменским мальчикам и девочкам, решившим связать свою жизнь со спортом, что допинг это плохо и стыдно, на «горячем» примере разжалованных и опозоренных бывших чемпионов? Награждение победителей Азиады с утра до вечера крутили по телевизору, но рассказали ли о том, при каких обстоятельствах сборная Туркменистана лишилась 8 золотых медалей, не считая серебряных и бронзовых.

Понес ли хоть кто-нибудь наказание за то, что ведущие спортсмены страны отправляются на сборы без сопровождения врачей и вынуждены обращаться за медицинской помощью к кому попало? Есть ли у пойманных допингистов тренеры, и почему они не следят за своими подопечными?

Как бы не так! Ничего подобного в Туркменистане вы не услышите. Наоборот, не составит большого труда обнаружить, что здесь плевать хотели на любые санкции и правила.

У туркмен эпохи могущества и счастья особый путь, поэтому дисквалифицированная Гульнара Хайитбаева, продолжила выступать на международных соревнованиях, только не по борьбе, а по самбо. В марте 2019 года она приняла участие в Кубке мира — мемориале А. Харлампиева в Москве (3 место) , в мае — отправилась на «Гран-при Парижа» во Францию, где взяла «золото» по спортивному самбо и 2-е место по боевому. Дисквалификация Г. Хайитбаевой исчисляется с 7 ноября 2018 года и истекает соответственно в ноябре 2020 года. В течение этого срока она не имеет права участвовать ни в каких в соревнованиях, хотя бы и по другим видам спорта, если организации, проводящие эти соревнования, подписали Всемирный антидопинговый кодекс. К таковым относится Международная федерация самбо (FIAS) и Всемирное объединение международных спортивных федераций «СпортАккорд» (GAISF), проводящее Всемирные игры боевых искусств. В сентябре 2019 года очередные такие Игры прошли в южнокорейском городе Чунгджу, и дисквалифицированная (2018-2022) Динара Халлыева привезла оттуда серебряную медаль по казахскому курашу.

Согласно статье 10.12 Всемирного антидопингового кодекса, то, что сделали Г. Хайитбаева, Д. Халлыева и чиновники, допустившие их к участию в соревнованиях, является серьезным нарушением антидопинговых правил и называется «Нарушение запрета на участие во время срока дисквалификации». За такое полагается наказание не менее строгое, чем собственно за употребление допинга.

В ноябре 2019 года 36-летней Гульнаре Хайитбаевой посвятили заметку в «Нейтральном Туркменистане» — проводили из большого спорта с почестями:

«Она становилась призёром престижных международных соревнований по дзюдо, побеждала на чемпионатах мира и Азии по самбо. Два года назад принесла сборной команде страны четыре золотые медали и одну серебряную в различных видах национальной борьбы на V Азиатских играх в закрытых помещениях и по боевым искусствам, прошедших в великолепном Олимпийском городке нашей столицы. Тем самым Гульнара Хайитбаева поставила красивую точку в спортивной карьере. Да, знаменитые борцы с возрастом уходят из большого спорта, но им на смену приходит способная молодёжь…»

Вот так, «красивая точка в карьере», и ни слова ни о допинге, ни о дисквалификации. Теперь можно и на тренерскую работу переходить. Как раньше это сделал штангист-допингист Умурбек Базарбаев — работавший в сборной страны по тяжелой атлетике все время своей 4-летней дисквалификации за употребление стероидов. И никому до этого не было дела.

Динаре Халлыевой всего 22 года. Ей рано переквалифицироваться в тренеры. Возможно, она даже вернется после отбытия наказания. Тем более, что ее и сейчас в обход всех правил допускают до соревнований.

Около 2 лет назад Радио «Свобода» передавало информацию о том, что несколько туркменских спортсменов, выступавших на V Азиатских играх в закрытых помещениях и по боевым искусствам в Ашхабаде, были лишены наград, а некоторые даже получили наказание в виде лишения свободы на длительные сроки.

«Во время Игр у нескольких туркменских спортсменов был обнаружен допинг. Их посадили в тюрьму», — информировал источник «Свободы» в январе 2018 года. Как минимум двое из трех «героев» нашего рассказа в это время совершенно точно в тюрьме не сидели, однако, вполне могли сесть другие. Например, о судьбе Реджепалы Оразалиева ничего не известно.

Как ничего не известно и о другом туркменском борце — Рустеме Назарове, которого поймали на использовании маскирующих диуретиков во время Азиатских игр 2018 года в Джакарте (Индонезия). Этот скандал сразу попал в прессу, так как Назарова разоблачили на месте и тут же сняли с соревнований. Скрыть этот постыдный эпизод туркменской стороне тогда не удалось, зато человека скрыли весьма эффективно. У него кстати дисквалификация истекает через полгода. Рустему Назарову сейчас 26 лет. Где он?

В июне 2017 года, незадолго до ашхабадской Азиады, в Туркменистане был принят новый Закон «О борьбе с допингом в спорте». Тогда же было создано Национальное антидопинговое агентство Туркменистана (НАДАТ), построены лаборатории, закуплено оборудование и реактивы. Президент Бердымухаммедов заявил: «Антидопинговая система Туркменистана — гарантия чистоты V Азиады!»

Как мы теперь видим, грош цена не только туркменской антидопинговой системе, но и словам президента. Гарантия не сработала — опозорились по всем направлениям: законы не работают, лаборатории простаивают, спортсмены допингуют, чиновники прикрывают, президент врёт и делает вид, что ничего не происходит.

Ну, и напоследок, что такое вообще боевые искусства в Туркменистане?

Спортивная борьба вольная и греко-римская (классическая), туркменская борьба гореш вольная и классическая, борьба на поясах вольная, классическая и алыш, казахская борьба кураш, самбо спортивное и боевое, дзюдо, бокс, кикбоксинг, муай-тай, тхэквондо, каратэ, джиу-джитсу, ушу, хапкидо — всего там около тридцати различных дисциплин и видов, в которых побеждает тот, кто ловчее отметелит соперника руками или ногами в основном по голове, либо придушит, либо что-нибудь прихватит и не отпустит.

Все это многообразие в Туркменистане популярно по разным причинам. Во-первых, принято считать, что каждый туркменский мальчик с рождения богатырь, а девочка — амазонка. Во-вторых, многим здесь почему-то кажется, что занятие единоборствами развивает и воспитывает детей, хотя этот тезис спорен. В-третьих, индивидуальные виды единоборств якобы менее хлопотны и дорогостоящи, чем командные виды спорта.

Есть еще несколько столь же сомнительных аргументов в пользу популярности боевых искусств среди современных туркмен, но объективно главный из них — единоборства обожают родственники и ближайшее окружение президента Бердымухаммедова.

Есть у них такое развлечение — они поделили разновидности спортивного мордобоя между собой, вливают туда государственные либо украденные деньги и соревнуются перед уважаемым Аркадагом, кто больше золотых медалей положит в спортивную копилку Родины. Отсюда и безумное количество побед туркменских спортсменов на международных квазисоревнованиях дворового уровня, которые в Ашхабаде представляют как «крупнейшие» и «престижнейшие».

V Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам 2017 года в Ашхабаде стали квинтэссенцией этого противоестественного самоудовлетворения по соотношению между их стоимостью и качеством. Потратили несколько миллиардов долларов ради липовых побед без сопротивления (достойные соперники в Ашхабад тогда просто не приехали), но даже здесь умудрились оскандалиться с допингом.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.gundogar.org/?02510519143000000000000011000000

24.02.2020 15:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Дни рождения:

1200

киргизских сел не имеют доступа к чистой питьевой воде

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30