В какой еще стране мира это возможно, чтобы известный футболист со знаменитой фамилией попался на допинге и никому до этого не было бы никакого дела?
Национальная сборная Туркменистана по футболу не так часто на виду. В основном из-за того, что играет она редко и в так себе турнирах.
Наивысший уровень, куда туркменской команде удавалось забираться — финальный турнир Кубка Азии по футболу, главное континентальное соревнование с участием сильнейших азиатских сборных. Проводится Кубок Азии каждые 4 года. Для того, чтобы получить право там выступить, необходимо пройти непростой отборочный турнир. За всю свою историю сборной Туркменистана удавалось это сделать дважды: в 2004 и в 2019 годах.
Кубок Азии по футболу 2019 года проходил в Объединенных Арабских Эмиратах. Борьбу за первенство вели 24 сборные команды, поделенные на 6 групп. Для выхода в плей-офф необходимо было занять в своей группе 1-2 место, и туркменским футболистам вполне предсказуемо этого сделать не удалось. Бесславный итог выступления сборной Туркменистана на Кубке Азии в ОАЭ — три поражения в трех матчах, 10 пропущенных мячей, последнее место в группе и досрочный вылет из турнира.
Справедливости ради следует отметить, что Туркменистану сильно не повезло со жребием. Несмотря на то, что туркменская команда была самым слабым по рейтингу Международной федерации футбола (ФИФА) участником турнира, достойно противостоять, например, сборным Вьетнама, Таиланда и даже Саудовской Аравии ей могло быть вполне по силам. Однако в соперники Туркменистану достались Япония, Узбекистан и Оман, и шансов вобщем-то изначально не было.
Впрочем, первый матч с японцами сложился более-менее. Сборная Туркменистана даже вела в счете какое-то время, потом трижды подряд пропустила, потом чуть не отыгралась…
На трибунах было прилично туркменских болельщиков, в основном из числа представителей туркменской диаспоры в ОАЭ. Участие сборной Туркменистана в Кубке Азии обсуждалось пользователями социальных сетей, болельщики объединялись в группы, обменивались атрибутикой. Всем хотелось причаститься к большому футбольному празднику. Еще свежи были в памяти картинки с Чемпионата мира по футболу 2018 года в России, а тут выпал шанс не просто посмотреть, а самим поучаствовать в похожем карнавале.
До начала турнира все было совсем весело и интересно. Активизировались даже унылые туркменские СМИ, зачастившие с интервью футболистов и тренеров, разбором соперников и прогнозами разной степени глупости. Далее, по мере того, как сборная Туркменистана стремительно утрачивала турнирные перспективы, столь же стремительно угас и интерес к ней. Болельщики, правда, продолжали поддерживать команду, а вот официоз откровенно махнул на нее рукой.
Поэтому, мало кто в Туркменистане знает, что происходило с национальной сборной на Кубке Азии 2019 после поражения от японцев. В следующем же матче случился разгром в матче с Узбекистаном (0:4), а затем и поражение от Омана (1:3), но этим крах сборной Туркменистана не ограничился.
Во время последнего матча в группе с Оманом, кто-то из тренерского штаба сборной Туркменистана сломал скамейку запасных своей команды, как сказано в решении дисциплинарного органа Азиатской конфедерации футбола (АФК), «нанес ущерб». За этот акт вандализма Федерация футбола Туркменистана получила предупреждение и была оштрафована на 2,5 тыс. долларов.
Однако самое неприятное случилось позже. В мае 2019 года из АФК пришла бумага о том, что футболист сборной Туркменистана Сулейман Мухадов обвиняется в нарушении антидопинговых правил — сданная им по окончании матча Кубка Азии против сборной Японии проба показала наличие в организме запрещенных субстанций. По иронии судьбы, на поле в тот день и вообще на Кубке Азии 2019 года в ОАЭ Сулейман Мухадов не выходил. Он был запасным, хотя считался одним из лидеров сборной Туркменистана и к своим 23 годам уже провел за нее около 20 матчей.
Разбирательство по делу туркменского футболиста заняло почти 3 месяца. Результатом стала безоговорочная дисквалификация С. Мухадова на 4 года, отстранение его от любого вида футбольной деятельности, включая тренировки с командой. Вернуться в спорт он сможет не ранее 9 мая 2023 года. Представьте себе, в Туркменистане об этом вслух не было сказано ни единого слова, и это ненормально.
Отец Сулеймана Чарыяр Мухадов — известный туркменский футболист — из того поколения, которое соединило историю советского и постсоветского Туркменистана. Он играл в командах мастеров с 1986 года: сначала в ашхабадском «Копетдаге», затем в армейском клубе СКА-РШВСМ из Ташкента. С 1989 по 1991 год с душанбинским «Памиром» выступал в Высшей лиге Чемпионата СССР. После распада СССР вернулся в «Копетдаг», за который сыграл в общей сложности более 200 матчей. Кроме того в карьере Чарыяра Мухадова были выступления за турецкий «Анкарагюджу», тольяттинскую «Ладу», снова «Копетдаг», клубы «Атырау» и «Восток-Алтын» из Казахстана… Болельщики его любили везде — он играл ярко, забивал много голов. Если кому и уступал Чарыяр в популярности и харизматичности — это своему старшему брату Ровшану.
Более 300 матчей и два титула чемпиона Туркменистана в составе ашхабадского «Копетдага», а помимо этого надежная игра за ташкентский «Пахтакор» (1989-1991), турецкий «Генчлербирлиги» (1992-1993), золотая медаль Чемпиона Казахстана в составе «Елимая» (1994) — таков неполный послужной список Ровшана Мухадова. Он, пожалуй, самый известный нападающий туркменского футбола 90-х годов. Завершив карьеру игрока, Р. Мухадов стал тренером, возглавлял национальную сборную Туркменистана (1999-2000), а также молодежные и юношеские сборные страны.
Вы спросите, какое отношение славная карьера старшего поколения Мухадовых имеет к допинговой истории Сулеймана? Ответ простой — дело не только в допинге, но еще и в том, насколько не по-человечески все устроено в Туркменистане.
В какой еще стране мира это возможно, чтобы известный футболист со знаменитой фамилией попался на допинге и никому до этого не было бы никакого дела? Туркменские спортивные чиновники молчат. И в то же время они трубят на всех углах об антидопинговой системе, действующей в Туркменистане, принимают законы, тратят деньги на пафосные мероприятия и дорогостоящие лаборатории. Незачем это делать, если скрывать выявленные случаи использования допинга. Отрицание проблемы никак не способствует ее решению, наоборот, только усугубляет.
Вместо того, чтобы пропагандировать дух чистого спорта и общими усилиями создавать атмосферу нетерпимости к допингу, в Туркменистане принято лгать и делать вид, что беспокоиться не о чем — проблемы допинга якобы нет. А еще якобы нет наркомании, проституции, безработицы, коронавирусной инфекции, рекордной депопуляции, экономического кризиса, политических заключенных и всего того, что свидетельствовало бы о том, что государственная власть, мягко говоря, недостаточно эффективна. И это еще очень мягко говоря.
Правила комментирования
comments powered by Disqus