На протяжении многих лет первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев давал понять, что его очень заботит его наследие. Он много трудился над тем, чтобы в учебниках по истории о нем писали с любовью. Но этот образ разрушается на глазах после его отставки в прошлом году.
Не прошло и года с тех пор, как авторитарный лидер Нурсултан Назарбаев после почти 30-летнего беспощадного правления ушел с поста. Он покинул должность 19 марта 2019 года. И с того самого момента, как его ручка коснулась прошения об отставке, было понятно: для всего, что последует после, есть сценарий.
Один из ключевых моментов этого сценария — прославление наследия Назарбаева.
«Лидер нации»
В мае 2010 года, после почти 20 лет его пребывания у власти как деспотичного, недемократичного лидера, который начинал еще при советском режиме в 1989 году, парламент наделил Назарбаева почетным титулом «елбасы», или «лидер нации».
Один из депутатов оправдывал титул тем, что «Нурсултан Назарбаев стоит в одном ряду с такими великими людьми, как [первый президент США] Джордж Вашингтон, [основатель современной Турции] Мустафа Кемаль Ататюрк и [лидер независимости Индии] Махатма Ганди».
23 марта 2019 года, через четыре дня после его отставки, лично выбранный Назарбаевым преемник Касым-Жомарт Токаев объявил, что столица Астана будет переименована в Нур-Султан в честь первого президента страны.
В заявлении казахстанского посольства в Вене, появившемся вскоре, говорилось, что «переименование Астаны в честь Первого Президента Нурсултана Назарбаева имеет свои закономерности и историческую последовательность». В качестве примера был приведен прецедент в США: «В июле 1790 года Конгресс США принял закон о резиденции, который одобрил создание столицы страны на реке Потомак. В сентябре 1791 года уполномоченные, наблюдавшие за строительством новой столицы, назвали город в честь первого президента Соединенных Штатов Джорджа Вашингтона в период его правления. Джордж Вашингтон был назван отцом своей страны за его многообразное руководство в дни формирования новой нации».
Аэропорт в Нур-Султане — аэропорт имени Назарбаева. Там есть Назарбаев Университет. В честь него названо множество улиц и других объектов.
Назарбаев и чиновники создавали имидж «елбасы» как великодушного лидера, который привел Казахстан к процветанию, его народ — к обогащению и построил престиж страны на международном уровне.
В некоторой степени это всё правда, но не настолько, насколько в это верят Назарбаев и его окружение.
«Те же на манеже»
Протесты после ухода Назарбаева начались по ряду причин. Их участники требовали большей господдержки для малообеспеченных семей, выражали беспокойство по поводу растущего влияния Китая и судеб мусульман в Синьцзяне, а также недовольство из-за отсутствия реальных перемен в том, как происходит управление страной.
Назарбаев оставил президентское кресло, но сохранил фактически идентичный объем власти в качестве главы казахстанского Совета безопасности, а ключевые позиции в правительстве и в бизнесе занимают те же фигуры.
Людям не дали права голоса, когда была переименована столица, Токаев получил президентский пост, а дочь Назарбаева Дарига — должность спикера сената. Согласно Конституции, именно она возьмет на себя руководство страной, если Токаев по каким-то причинам не сможет выполнять свои обязанности.
«Назарбаев, уходи»
Эти авторитарные действия, за которыми стоит Назарбаев, и есть корень возникшего общественного недовольства, которое заставляет участников регулярных несанкционированных акций протеста выкрикивать: «Шал, кет!» («Старик, уходи!») И всем понятно, кого они имеют в виду.
Как задерживали кричавших «Шал, кет!». Митинги 16 декабря 2019 года:
Эти демонстрации никогда не собирали больше нескольких сотен людей, но они происходят часто и, по всей видимости, во многих крупнейших городах — не только в Алматы и в столице, но и в Шымкенте, Актобе и Атырау. И призывы «Шал, кет!» раздаются в каждом из них.
Вряд ли есть опасность, что эти народные выступления приведут к свержению правительства, но наследие, которое Назарбаев так кропотливо создавал все эти годы, — под реальной угрозой.
Недавние сообщения о том, что средняя дочь Назарбаева Динара купила замок в Швейцарии, или о том, что его брат тратит огромные средства на различные торжества, напоминают народу Казахстана, сколько денежных средств было выведено из страны правящей семьей.
Смерть оппозиционного активиста Дулата Агадила в СИЗО в конце февраля служит напоминанием о систематической несправедливости, укоренившейся в обществе с тех времен, когда Назарбаев был президентом.
Дулата Агадила проводили в последний путь (27 февраля 2020 года):
С самых ранних лет казахстанской независимости было очевидно, что Назарбаев холит свой имидж как президента, чье имя будет жить в веках. Он с радостью внимает, когда чиновники зовут его «отцом нации», великим лидером, мудрым человеком, заботливым президентом и неистово рукоплещут его речам.
Знает ли Назарбаев о том, что говорит о нем в эти дни часть населения, неизвестно. Его окружение, возможно, скрывает содержание выкриков протестующих. Государственные СМИ об этих акциях не сообщают.
В нескольких километрах от ветреной столицы Нур-Султана возводят пантеон. Ходят слухи, что и сам Назарбаев будет погребен там как возлюбленный лидер и отец современного Казахстана. Но его имидж существенно пострадал в эти годы, о чем свидетельствуют акции протеста. Некоторые, особенно среди молодежи, дают понять, что видят Назарбаева не основателем их страны, а препятствием на ее пути.
Правила комментирования
comments powered by Disqus