Как все начиналось
Вахид - владелец чайханы: «По национальности я чистый узбек, но бабушка иранка. Оказался здесь, как и все, — за деньгами приехал. Сначала на стройке работал, потом в такси. Нормально зарабатывать стал. Как-то раз с друзьями зашли в узбекское кафе на 8-ой линии, заказали шурпу, самсу — нам не понравилось. Но больше всего расстроило то, что там водку наливали. Это кафе знаменитое было — там в пьяной драке человека зарезали. Вышли, идем дальше. И вдруг на 3-ей линии смотрим, висит объявление «аренда». Мы по этому телефону прямо ночью и позвонили.
Хозяин оказался хорошим человеком и предложил нормальную цену. Оказалось, это место раньше принадлежало КУГИ (Комитет по управлению государственным имуществом. — Прим.ред.), и там был стрип-бар «Хабба баба». Пьянка каждую ночь была, соседи жаловались. И этот человек это место у государства как-то выкупил и решил открыть там нормальное кафе. А тут и мы подвернулись. Надежный арендодатель — это огромная удача. Люди разные, я много людей знаю. Бывает, все соберешь, отремонтируешь, потом месяца два пройдет, и цены поднимутся, и придется бросать этот бизнес. Хозяин пошел на уступки — дал нам три месяца, чтобы все отремонтировать. Как потом оказалось, ему узбекская кухня нравилась, но я тогда еще его идеи не знал. Мы начали работать втроем с братьями, шест для стриптиза убрали, отремонтировали все. Рядом закрывался ресторан, мы у них вот эти красные диваны купили за 30 тысяч.
Для узбекской кухни специального оборудования не надо. На рынке купили четыре казана по три тысячи каждый, вот и вся кухня. Все узбекские блюда без рецепта — у каждого свои секреты. Например, рис. Он всегда разный — один воду поднимает, другой не поднимает. Мясо хорошее нужно, сочное мясо. Как это в рецепте объяснишь? Поэтому нужно хорошо знать повара, чтобы ему доверять. Сейчас поваром мой родственник из Самарканда работает. Под Петербургом у нас есть подсобное хозяйство, ферма. 50–70 живых барашков там постоянно держится. Их привозят из Дагестана и Ингушетии. Как мясо закончилось — порезали, принесли.
Мое любимое блюдо — гороховый суп. Сначала долго варится нут и еще сутки стоит. Потом варится мясо с костями часов 5–6. Она у нас называется «Нухат шурпа». Она вкусная и очень полезная — из костей все выходит, и вкус особенный получается. Плов — хорошая вещь, но хорошо, когда на огне готовится — вкус другой будет. Почему в городе плова нигде нет хорошего? Потому что не разрешено использовать природный газ. Чтобы газ провести надо соглашения полгода делать, оформить бумаги — это 200 тысяч, установить все — еще 200. Так что плов пока варим на плите, и тандыра у нас нет — лепешки приходится заказывать.
Как общаться с клиентами, соседями и проверяющими органами
С самого начала не понравилось соседям, что мы здесь нерусское кафе открыли. На открытие мы все со своими семьями пришли, кто-то с бородой, кто-то без, черные все люди. Потом начали в прокуратуру писать, в СЭС, в Администрацию. Через неделю стали из прокуратуры проверки приходить. Каждый день. Ну проверили — все законно. Потом налог приехал, кассу поставили. Уже никакой претензии не было. Никому денег не платили, как я помню.Что нужно сделать, чтобы пожарник разрешил? Поставили пожарную сигнализацию. А потом СЭС приехала — сказали сейчас у вас пока нормально, только перила попросили на лестницу поставить. Если бы мы всем взятки дали — не открыли бы ничего. Бывает приходят из ФМС, мы им говорим — давайте вам скидку 50% сделаем. Они говорят: «Да нет, и так дешево, зачем?» Обычно приходят часов в 6–7. И ни разу не было, чтобы у посетителей документы проверяли.
А потом уже соседи начали привыкать к этому. Говорят, сначала не понравилось, не подумали, что так получится, извините. И сейчас уже мы со всеми дружим. В субботу-воскресенье семьями приходят шашлык есть. Из банка соседнего все время заходят пообедать, из отеля напротив. Ни среди милиционеров, ни среди блатных, ни среди простого народа и авторитетных людей — я никогда с агрессией не сталкивался. И ГАИ меня никогда не останавливает. И в метро. Вот эти 5–6 лет я никогда ни с кем не спорил. Я не знаю, почему, — может, я чисто одеваюсь и правильно себя веду?
Халяль
Слово «халяль» все по-разному понимают. Вот, например, привозят из Бразилии мясо: где его резали, как его чистили никто не знает. Я заходил здесь в мясокомбинат, посмотрел как люди там работают. В резиновых сапогах ходят, мясо вот так пинают. После этого мяса не хочется — грязно все. Почему у нас нет алкоголя? Я однажды был в республике Марий Эл, в гостях у горных марийцев. Там делали самогон. Как он готовится, знаете? Могу аппетит испортить. Бетонная яма в земле пять на пять метров, там дрожжи, кишмиш, а прямо над ямой туалет. Вот прямо туда пошел и вниз все падает. Это что такое? Они говорят, это будет самогон, хороший. Как его люди пьют?
Вот сейчас в Россию приехал актер Депардье, которому гражданство дали. Вот его винный завод показывают по телевизору. Там как будто все аккуратно, все красиво. А там кишмиш этот, виноград, бросают в яму и по нему танцуют. И что, я у него с ног пить буду разве? Религия здесь ни при чем. Если человек на самом деле пьет, его никакая религия не спасет — ни русского, ни узбека, ни араба, никого. Людей не перевоспитаешь, пока человек сам внутри ничего не найдет. Наркоманов лечить можно разве? У него в голове все равно это останется. Вот бультерьер маленький — в детстве его пинаешь, а взрослым он обязательно вспомнит об этом.
Как открыть чайхану:
1. Выбрать помещение «Найти хорошего арендодателя, чтобы не повышал арендную плату, когда уже сделан ремонт». |
|
2. Привлечь к делу родственников «Иметь много родственников с регистрацией, чтобы недорого сделать ремонт» |
|
3. Купить казаны «Купить на рынке 4 казана. От 1500 до 5000 тысяч» |
|
4. Нанять повара «Пригласить проверенного повара из Узбекистана. Платить ему в зависимости от продаж» |
|
5. Решить вопрос с баранами «Заключить договор о поставках живых баранов из Дагестана, открыть для них ферму недалеко от города» |
Правила комментирования
comments powered by Disqus