Новый персидский путь
Как известно, через Иран проходит южный коридор китайского ЭПШП (Экономического пояса Шелкового пути), значимость и объемы грузооборота которого сильно возрастут после полноценного ввода в строй коридора Китай-Пакистан-Иран. Железные дороги Ирана, в целом, уже готовы к транзиту определенного объема грузов из Восточной Азии в Европу, как через Центральную Азию, так и через Пакистан.
Вдобавок ко всему, у Китая есть план строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Урумчи-Тегеран с дальнейшим выходом на границы Турции. Некоторые эксперты даже называют этот проект в потенциале "реальной альтернативой российской Транссибирской магистрали". Эту дорогу планируют прокладывать из Урумчи через Инин (КНР), Алматы (Казахстан), Бишкек (Кыргызстан), Ташкент и Самарканд (Узбекистан), Ашхабад (Туркменистан).
Постепенно железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран начинает набирать обороты. С 2018 года ежегодный объем перевозок по этой железной дороге превышает 1 миллион тонн грузов. Железнодорожный коридор через Туркменистан, Иран позволяет выходить не только в Европу, но и на рынки Персидского залива. В Иране вводится в строй железная дорога Чабахар-Захедан. Напомним, Чабахар является единственным глубоководным иранским портом, расположенным в Оманском заливе.
Для соединения порта Чабахар с Туркменистаном в Иране практически построена железная дорога Мешхед-Захедан, до стыка с железной дорогой из Казахстана. Вместе с тем мощности ж/д Казахстан-Туркменистан-Иран ограничены. Данная железная дорога может пропускать около 10 млн тонн грузов. Максимальная же ее мощность в перспективе будет доведена до чуть более 700 тыс. двадцатифутовых контейнеров, или около 15 120 000 тонн грузов. Но есть большой потенциал дальнейшего развития железных дорог в этом регионе.
Cейчас в Иране строятся более 3000 км железных дорог и 1200 км автострад транзитного значения. Министр дорог и городского развития Ирана М. Эслами уточняет: «Расширяя железнодорожную сеть на северо-западе страны, мы стремимся повысить эффективность грузовых и пассажирских перевозок, подключиться к нашим западным соседям, а именно Турции и Азербайджану, чтобы ускорить транзит грузов через международные транзитные коридоры Восток - Запад, которые простираются от северо-восточной и юго-восточной границ Ирана до Азии на востоке и Европы на Западе».
Одну только казахстанскую пшеницу Иран гипотетически может импортировать до 1 млн тонн в год, а через иранскую территорию транзитом ее можно поставлять объемом в несколько миллионов тонн. В Иране большой спрос на казахстанский ячмень – в 2016 году Казахстан экспортировал в эту страну около 800 тыс. тонн ячменя. В 2017 году в Казахстане начали выращивать сельскохозяйственную продукцию для Ирана на более чем 1000 га земель – в перспективе площадь будет увеличена до 10000 га. Иран также заинтересован в поставках казахстанской продукции железнодорожного машиностроения, металлургической промышленности. В свою очередь Казахстан увеличивает импорт из Ирана различных товаров.
Аналогичный рост грузооборота с Ираном наблюдается и со стороны Туркменистана. Большой интерес проявляет к этому коридору Узбекистан, а также Россия. Кроме того, ж/д Казахстан-Туркменистан-Иран также нацелена на выход в Пакистан и далее в Индию. Наложенные на Россию санкции, ее международная изоляция, делают довольно проблематичным северный маршрут ШП, проходящим через российскую территорию. К тому же южный маршрут предпочтителен для большего числа игроков, нежели северный. Многие страны региона рассчитывают на хорошие дивиденды от транзитной торговли. В частности, Казахстан, по-видимому, настроен без России «хорошо заработать» на транзите, китайских инвестициях в инфраструктуру.
У Казахстана есть планы по дальнейшему развитию железных и автомобильных дорог именно по южному маршруту. Пару лет назад было заявлено, что «Китай прорабатывает детали строительства моста над Каспийским морем из Казахстана в Азербайджан», т.е. стороны рассчитывают на большие торговые обороты. У Тегерана уже есть некоторый опыт торговли на Шелковом пути, - КНР является самым крупным внешнеэкономическим партнером Ирана. Пекин активно прорабатывает запуск инфраструктурных проектов (железные дороги, порты) в Индии и Пакистане, которые к тому же нуждаются в иранских и туркменских энергоресурсах. Тем самым Китай может наладить большой торговый выход на Иран и через Пакистан.
Железнодорожный коридор через Пакистан и далее через Иран имеет большую значимость для Пекина в рамках ЭПШП. В настоящее время прорабатывается вопрос состыковки железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран с железнодорожной магистралью Исламабад-Тегеран-Стамбул, с участием Казахстана в ряде транспортных проектов на территории Пакистана. Для развития ЭПШП через Пакистан Пекин с Исламабадом начали строительство китайско-пакистанского экономического коридора, в который Китай инвестирует 46 млрд долларов.
Проект получит полноценный запуск в 2030 году, когда «будет совмещать скоростную железную дорогу, автомобильное шоссе, а также линию энергопередачи». Коридор протянется из китайского города Кашгар до пакистанского порта Гвадар. То есть в этом проекте идет совмещение сразу двух проектов - Морского пути и Экономического пояса стратегии «Один пояс - Один путь».
Правила комментирования
comments powered by Disqus