О том, почему эта помощь необходима и даже выгодна для России рассуждает доцент Финансового Университета Геворг МИРЗАЯН
Решение ввести ряд карантинных мер для предотвращения роста количества больных в РФ, возможно, было правильным. Да, мы все равно вошли в десятку стран с наибольшим числом заболевших – однако избежали такого резкого скачка, какой случился в Италии и в Соединенных Штатах.
С другой стороны, подобные меры ставят перед российским правительством ряд нестандартных задач, требующих нестандартных решений. И речь не только о мерах по спасению экономики страны, а также рассудка ее населения (уже почти месяц сидящего по домам), но и о том, что делать с миллионами трудовых мигрантов из стран Средней Азии.
Чья проблема?
Карантинные меры лишили многих мигрантов работы и средств к существованию. Сначала власти приостановили работу предприятий общепита. Затем с 13 апреля пока до 1 мая в Москве приостановили стройки (кроме сооружения медицинских зданий, метро, а также объектов оборонки и других стратегических отраслей). Аналогичная ситуация со строительством произошла по всей России, что оставило без работы от 1 до 2 миллионов мигрантов.
Теоретически вопрос решается очень просто. О судьбах граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана должны позаботиться соответственно Ташкент, Душанбе и Бишкек. Это их государственная обязанность, к которой добавляется и внутриполитическая целесообразность. Поэтому среднеазиатские власти могут либо вывести мигрантов домой, либо материально поддержать их на чужбине, помочь пережить сложный период.
Кроме того, важно понимать, что переводы мигрантов – важная составляющая экономик стран. Если в 2019 году из России в страны СНГ было отправлено порядка 6 миллиардов долларов (и речь только об официальных переводах), то в марте объемы этих переводов из России через популярные у мигрантов сервисы (Юнистрим, Золотая Корона) сократились примерно на 35%. В апреле эта цифра может достичь 50%. Поэтому власти стран, скорее всего, будут тратить деньги на финансовую поддержку находящихся на родине людей (дабы избежать социального недовольства), а заботу о находящихся в России согражданах возложат на страну пребывания.
Как россияне помогают?
Москва мигрантам уже помогает – пытается создать максимально комфортные условия на время карантинных мероприятий. По заявлению МВД, до 15 июня граждане Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Украины и Азербайджана, которые прибыли в Россию без виз, имеют право работать без разрешительных документов. Кроме того, в условиях пандемии коронавируса МВД не будет принимать решения о депортации, выдворении или о нежелательности нахождения на территории России иностранных граждан. Однако этого недостаточно. Людям нужно на что-то жить, а у многих из них нет никаких накоплений. Идеальных вариантов решения этой проблемы нет.
Условных вариантов – четыре.
Первый – принудительно депортировать всех домой. Этот вариант не только физически невозможен – в России нет достаточного количества самолетов и поездов, но и представить его в рамках дружественных отношений наших стран крайне трудно.
Второй – запросить у стран Средней Азии средства на поддержку мигрантов. Такой сценарий также маловероятен, ведь политика России в регионе всегда была не ультимативна и основана прежде всего на диалоге с партнерами. Но даже если средства и запрашивать, то нужно провести переговоры, дождаться выделения денег – это вопрос небыстрый, а помогать мигрантам нужно здесь и сейчас.
Поэтому, по сути, у Москвы есть выбор между третьим и четвертым вариантом. Вывести мигрантов из-под действия карантинных мероприятий и отправить на оплачиваемую работу, либо выплачивать им пособия по безработице на время действия всех ограничений.
Вариант с работой кому-то, может, и покажется оптимальным – да, сидящие по домам и уволенные россияне будут возмущаться, однако мигранты смогут зарабатывать. Очевидно, что такой сценарий еще и опасен, чреват продлением сроков карантина в России потому, что эпидемия будет распространяться среди работающих мигрантов. Поэтому единственным возможным вариантом остается финансовая поддержка мигрантов. Идея давно витала в воздухе, ее нужно было лишь оформить – и сделало это Агентство стратегических инициатив.
Решение, естественно, раскритиковали, причем как традиционно узко мыслящие русские националисты, так и часть экспертного сообщества. Никто и не говорит о том, что оно идеальное.
Однако перед тем, как его критиковать, нужно учесть простую вещь: речь не о благотворительности (возможно, механизм помощи будет таков, что деньги будут даны в рассрочку), а об инвестициях. Инвестициях в защиту интересов Российской Федерации – как внутренних, так и внешних. На множестве конференций, в огромном количестве статей российские специалисты говорили о важности поддержания имиджа страны в соседних государствах.
Коронавирус же дает нам шанс показать, что страна заботится о тех, кто живет в России и работает на благо государства. Дивиденды от такой заботы будут, без сомнения, колоссальными. Как, впрочем, и ущерб от нежелания продемонстрировать необходимую сейчас людям заботу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus