Парламент узаконил расширение полномочий президента
Депутаты нижней палаты парламента Казахстана 29 апреля одобрили законопроект, который расширит полномочия президента Касым-Жомарта Токаева в период чрезвычайного положения (ЧП). Этот документ призван задним числом узаконить указы главы государства, которые он подписал накануне и в первые дни введения ЧП в стране, которые привели к конституционному кризису.
«В целях оперативного принятия мер в период введения чрезвычайного положения и возникшей в связи с этим кризисной ситуацией в социально-экономической сфере предлагается наделить президента полномочиями по установлению иного порядка регулирования отдельных общественных отношений, предусмотренных законодательством», – отмечается в пояснительной записке к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам чрезвычайного положения», сообщил портал «Тенгриньюз».
Отмечается, что на основании актов президента могут быть установлены особенности действия налогового, бюджетного, таможенного, банковского, трудового, антимонопольного законодательства, законодательства о здоровье народа и системе здравоохранения, госзакупках, валютном регулировании, в сфере социальной защиты граждан, госимущества, по вопросам защиты конкуренции, государственного контроля и надзора, реализации международных обязательств страны.
«Реализация законопроекта позволит обеспечить оперативное вмешательство президента в общественные отношения в условиях чрезвычайного положения, требующего неотлагательных действий, направленных на сохранение стабильности и обеспечение национальной, в том числе экономической безопасности государства», – отмечено в заключении научной экономической экспертизы законопроекта.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев сказал «НГ», что нынешнее расширение полномочий президента во время ЧП в основном хотят реализовать в сфере экономической безопасности. Но обычно политика это концентрированное выражение экономики, особенно когда речь идет о дополнительных возможностях через экономический инструментарий оказывать влияние на деятельность олигархических групп. Ведь ЧП довольно удобный механизм для того, чтобы решать кого поддерживать из них, а кого отодвинуть в сторону.
Напомним, что режим ЧП был введен президентом Токаевым 15 марта на всей территории Казахстана сроком на один месяц. Для введения ЧП в казахстанском законодательстве предусмотрен закон «О гражданской защите». Но как написал в своем телеграмм-канале политолог Виктор Ковтуновский, Токаев им не воспользовался.
16 марта президент подписал два указы, которые наделяли главу государства и правительство широчайшими полномочиями в условиях ЧП. Среди них особый порядок формирования госбюджета, определение налоговых ставок, а также права установления «твердых цен» на отдельные виды товаров. Эти указы не были представлены в парламенте. «Причиной этого могла быть и спешка, и то, что к их разработке привлекался узкий круг из ближайшего окружения – малокомпетентного как в административном нормотворчестве, так и в кризисном менеджменте», считает политолог.
Он напомнил, что обоснованием введения чрезвычайного положения стала ст. 44 Конституции (п. 16): «В случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат парламента республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом парламента республики».
«Даже не уходя в дискуссию о наличии правовых предпосылок для объявления ЧП, стоит обратить внимание на то, что важное его условие не было выполнено. А именно – незамедлительное информирование парламента. Поскольку это конституционная норма, то речь идет, конечно же, не о телефонном разговоре или отправке письменного извещения депутатам. Информирование парламента, как коллективного органа, предполагает созыв обеих его палат.
Из официальных сообщений нам ничего не известно ни о совместном заседании Мажилиса и Сената, ни об обязательных предварительных консультациях президента с премьер-министром и председателями палат, ни о заседании Совбеза, который должен был выработать проекты соответствующих решений президента. 8 апреля Токаев, еще одним своим указом, изменяет принятый парламентом закон о республиканском бюджете на 2020 год», – отметил Виктор Ковтуновский.
Он считает, что по иронии судьбы, именно подзаконные акты Токаева нарушили «нормальное функционирование конституционных органов государства». «Четыре президентских указа не только узурпировали прерогативы законодательной ветви власти, но и открыли возможности для бесконтрольного расходования бюджетных средств», – отметил политолог. По его мнению, в начале всей этой эпопеи казалось, что пандемия открыла для Касым-Жомарта Токаева уникальную возможность взобраться на коня главнокомандующего, показать свою решимость и приподнять личный рейтинг за счет раздачи средств налогоплательщиков. Но по мере распространения эпидемии становилось очевидным, что блицкриг не случится, а экономика уходит в глубокий штопор.
В ситуацию вмешался Нурсултан Назарбаев, который на заседании Совбеза дал свою оценку деятельности «главы государства и премьер-министра», подчеркнуто поставив их в один ряд. «Примечательно, что именно после заседания Токаев объявил «о новых подходах в борьбе с коронавирусом», которые, надо полагать, вытекают из установок, полученных от елбасы.
Попытка Токаева воспользоваться чрезвычайной ситуацией для укрепления своей власти обернулась большим конфузом», – полагает Ковтуновский. Он не исключает, что Библиотека (резиденция Назарбаева – «НГ») и Акорда (резиденция Токаева – «НГ») разработают совместный алгоритм выхода из конституционного кризиса, с одной стороны смягчающий удар по репутации главы государства, с другой – ограничивающий его бесцеремонное указотворчество, покушающегося на права других институций.
Правила комментирования
comments powered by Disqus