В Таджикистане пора вводить уголовное наказание за издевательство над животными.
В Таджикистане равнодушие к жизни уличных животных и жестокое к ним отношение давно стало нормой. Предмет внимания к безпризорным хвостатым никогда не поднимался на законодательном уровне, извечно оставаясь на задворках реформ. Эту проблему не решают, от нее избавляются: коммунальные службы ведут отстрел бездомных животных, сбрасывая трупы на городскую свалку.
Сегодня в Таджикистане за братьев наших меньших заступаются лишь неравнодушные зоозащитники: животных спасают с улицы, лечат, выхаживают и стараются найти им добрые руки. Однако количество таких волонтеров, впрочем, как и спасенных ими жизней лишь капля в море. Зоозащитники мечтают, чтобы на проблему обратили внимание и власти.
Первый проект в защиту бездомных животных
Медиакомпания «Вечерка» в начале 2019 года впервые в Душанбе запустила проект в защиту бездомных животных.
- Идея широко освещать проблемы жестокого обращения с животными пришла случайно, - рассказывает Гульнора Амиршоева, учредитель и руководитель «Вечерки». - Мои подруги включили меня в группу, где обсуждалась помощь бездомным собакам. Там я увидела, как хрупкие девушки и женщины, совершенно на голом энтузиазме, спасают бродячих животных в городе, прячут их от потенциальных убийц, лечат, делают прививки, выкармливают и держат на передержке.
Я решила, что об этом должна знать общественность: такой опыт любви к животным нужно распространять среди населения, чтоб хоть как-то с мертвой точки сдвинуть проблему жесткого обращения. Ведь задача медиа заключается также и в просвещении, агитации и пропаганды гуманизма и человечности, воспитания в людях доброго отношения к окружающей среде.
Тогда, буквально за одну ночь, Гульнора написала рассказ от имени бездомного пса, описав всю реальную картину положения уличных собак в нашей стране. Конец рассказа был предсказуем: после бесконечных скитаний и опасностей, подстерегающих щенка на улице, его убивают сотрудники ДЭУ. На эту тему «Вечерка» создала большой лонгрид, где имеется информация о работе служб, которая по распоряжению мэрии осуществляет отстрел уличных собак.
Надо отметить, что в 2017 году после обращения зоозащитников с открытым письмом к мэру Душанбе с просьбой остановить жестокое уничтожение животных, острел вроде как запретили. Однако по сей день на улицах города слышны выстрелы и крики раненных собак.
В лонгриде также были собраны мнения экспертов, исламоведов и истории зоозащитников. Созданный социальный ролик «Я тебя никогда не брошу» был направлен на воспитание в детях милосердного отношения к братьям нашим меньшим и призывал не обижать животных. В соцсетях медиакомпанией был запущен флэшмоб «МыЖеМожемЛюбить», под хештегом которого люди рассказывали о своих и спасенных питомцах, делясь их фотографиями. Собрав наиболее трогательные истории, Вечерка за свой счет разработала и напечатала календари с изображением известных личностей и активистов вместе со своими питомцами, средства от продажи которых передала в помощь частным душанбинским приютам.
Рассказ о судьбе бездомного пса лег в основу сценария спектакля, посвященному воспитанию молодого поколения в духе бережного и милосердного отношения к природе и животному миру. Актерами в постановке выступили ученики Экспериментальной школы детского кино, игра которых никого не оставила равнодушным.
Благодаря проекту, к спасению животных подключилось больше неравнодушных людей. Однако проблема бездомных животных так и осталась нерешенной. Из-за хаотичного их размножения и отсутствия законодательных мер, регулирования и контроля, животные продолжают влачить свое жалкое существование и умирать мучительной смертью.
«Нельзя опускать руки»
В этом году Вечерка вновь затронула эту больную тему. Ко всему прочему, мировая пандемия коронавируса еще более обострила проблемы негативного отношения к животным. Фейковое мнение о том, что животные могут быть источником распространения вируса, ухудшили и так нелегкую жизнь бездомных собак и кошек. Опасаясь за свою жизнь, ведомые паникой и ложной информацией, люди стали избавляться от своих питомцев.
«Всегда, когда я пишу о положении бездомных животных в нашей стране, я обещаю себе делать это в последний раз. И снова, спустя время, я возвращаюсь к этой больной до глубины души для меня темы.
И снова я говорю себе, что нельзя опускать руки, что нужно продолжать бороться за жизни несчастных животных, не останавливаться и заниматься информационной агитацией во имя добра и милосердия», - обращается к людям Гульнора Амиршоева на страничке сайта медиакомпании.
В таджикском законодательстве упоминание о жестоком отношении к животным имеется лишь в Кодексе об административных правонарушениях. Согласно статье №277 «Жестокое обращение с животными и птицами» истязание и убийство животных оценивается в 5 показателей, а это 290 сомони. Другого наказания за лишение жизни живого существа наше законодательство не предусматривает, и по сути, убийство животного сродни неправильной парковке или курения в неположенных местах. Убивать можно бесконечно, отделавшись небольшим штрафом.
Если закон применим ко взрослым, то что делать с детьми, для которых пнуть кошку или закидать камнями собаку стало нормой при полном попустительстве родителей, а иногда и с их молчаливого одобрения.
«С малых лет детей приучают ненавидеть собак, кошек и других животных. Да, я не хочу обобщать, но жестокое и равнодушное отношение к ним превалирует в нашем обществе! Каждый раз, когда нормальные люди находят бездомного щенка или котёнка на улицах, они трубят в социальных сетях: «Помогите пристроить несчастное животное, иначе дети-изверги убьют!». Эти призывы стали настолько привычны, что многие перестали обращать на них внимание, но, если вслушаться в их смысл, становится страшно! Какое поколение мы вырастим? Зверей? Извергов?», - пишет Гульнора в своем обращении.
Все это побудило Гульнору вновь начать информационную кампанию в защиту бездомных животных. Совместно с НПО «Пешсаф», которое занимается охраной природы Таджикистана, Вечерка будет проводить ряд целевых мероприятий. В рамках кампании будет рассказано о деятельности частных приютов и передержек и об искалеченных судьбах их питовцев. Такие ролики уже подготовили про согдийских зоозащитниках и распространили в соцсетях.
Готовятся макеты для социальной рекламы на остановках города. В движение по защите бездомных животных широко вовлекается общественность. По словам Гульноры, люди выказывают свою поддержку в этом начинании и готовы также бороться за права животных, нужно лишь дать им призыв к действию.
Но, наверное, самым значимым мероприятием является подготовка петиции в компетентные органы с предложением внести определенные изменения в законодательство.
Документ состоит из ряда важных аспектов, которые включают в себя принятие специального закона о домашних животных; создание приютов для бездомных животных путем выделения земли волонтерам; установление полного запрета на отстрел и применение гуманных способов умерщвления собак в исключительных случаях, опасных для жизни человека. Создание единой онлайн базы домашних животных; ужесточение меры юридической ответственности за жестокое обращение с животными, в том числе, уголовная ответственность.
Также предлагается ввести в систему образования основные и дополнительные инструменты воспитания в духе милосердия и доброты.
По словам Гульноры, виртуально петицию поддержали многие, однако они намерены собрать реальные подписи людей, неравнодушных к этой проблеме. Будут привлекаться волонтеры и организовываться сборы подписей по городу. Но на это нужно время: учитывая сегодняшнюю ситуацию с пандемией, нужно будет немного переждать.
Насколько реалистичен сценарий, что все эти проводимые мероприятия повлияют на изменения законодательства, пока судить сложно.
«Думаю, вода камень точит, - говорит Гульнора. - Только то, что общество вовлечено в решение этой проблемы говорит о том, что мы можем чего-то добиться. Ведь не прислушиваться к мнению гражданского общества считаю большой ошибкой властей».
А как в других странах?
Проблема бездомных животных существует во многих странах. Где-то ее решают силами зоозащитников и деятельностью благотворительных организаций, а где-то - на законодательном уровне. Единственной страной, где с этой проблемой успешно справились, считаются Нидерланды: там нет ни одной уличной собаки.
Добились они этого постепенно, путем применения комплексных мер, а именно, обязательная стерилизация и кастрация за счет государства, ряд принятых законов, предусматривающих тюремный срок и крупные штрафы, повышение налогов на покупку собак, информационно-просветительские кампании, создание специальной группы полицейских, отвечающих за защиту и безопасность собак.
В Индии, Турции, Египте успешно практикуют способ «Отлов - стерилизация - возвращение», позволяющий собакам спокойно обитать на городских улицах без вероятности размножения.
Уличные собаки в Турции
В США и Великобритании отловленных бездомных собак помещают в приюты, где они определенный срок дожидаются новых хозяев. В случае, если таковых не нашлось, их безболезненно усыпляют, чтоб освободить место для поступления новых животных. Крупнейшие зоозащитные организации считают эвтаназию более гуманным способом, нежели обретать животное на жестокую смерть на улице.
В Швейцарии и Италии за выброс животного на улицу предусматривается уголовный срок до 1 года и штраф от 25 тысяч евро.
Во Франции, Швеции, Германии, чтобы завести собаку, необходимо заплатить налог в размере 150 евро за первую собаку, 300 — за вторую. Ко всему прочему, в Европе категорически запрещено разведение собак частными лицами.
Собаки на улицах Индии
В странах постсоветского пространства проблему решают самым быстрым, недорогим и чудовищным способом – массовым уничтожением и отстрелом. Хотя в России отстрел собак запретили с 1999 года, жестокие расправы над животными происходят по сей день. Неравнодушные люди и зоозащитники, создавая частные приюты, трубят в колокола, пишут петиции, чтоб обратить внимание властей на эту проблему. С 1 января 2019 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными, принятия которого в России ждали 8 лет. Закон категорически запрещает убийство животных под любым предлогом и предусматривает создание приютов, как государственных, так и частных. Кроме этого, закон фактически запрещает организацию контактных зоопарков, а также опыты над животными.
Собаки в российском приюте
А что у соседей?
В соседнем Узбекистане согласно утвержденному Проекту Государственной программы на 2020 год планируется строительство стационарных крематориев для утилизации отловленных животных и усиление деятельности отловочных служб. Поэтому зоозащитники проводят большую работу для спасения бездомных животных. В стране не предусмотрено создание государственных приютов.
Самый крупный приют в Ташкенте - «Хаёт», функционирующий на благотворительных сборах, насчитывает около 1000 собак. Согласно договору с управлениями благоустройства двух районов Ташкентской области, отловленные собаки доставляются на территорию приюта, где их стерилизуют, кастрируют и ищут добрые руки.
Для этих целей руководство приюта добилось от государства выделения территории в 3 га. На данный момент по инициативе «Хаёт» его филиалы будут открыты и в других районах Ташкентской области.
Чтоб уберечь кошек от жестокого обращения и следуя международному формату городской урбанистики, узбекское Общество защиты животных «Мехр ва Окибат» совместно с ГУВД Ташкента начали устанавливать котодомики по всей столице. Живущие в них кошки будут стерилизованы. А чтобы животное не подвергалось повторной операции, на нем будет своеобразная метка – обрезанный кончик уха.
Котодомики в Ташкенте
Кроме этого, обществу удалось добиться увеличения размера штрафа за жестокое обращение с животными на три показателя. Сумма взыскания теперь составляет 669 000 сум или 60, 88 долларов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus