Правительство РТ заявляет, что принимает все меры для предотвращения COVID 19, но некоторые медработники уволились из-за отсутствия защитной экипировки. Эксперт считает, что стране нужны реально независимые профсоюзные организации, которые могли бы отстаивать права медработников.
За последнее время в Таджикистане было много сообщений о том, что врачи нуждаются в защитной экипировке из-за распространения пандемии COVID-19. Некоторые из-за страха подхватить инфекцию даже увольняются. Многочисленные видеоролики из больниц и обращения пациентов в социальных сетях показывают, что из-за отсутствия защитной одежды растет количество заражений медработников, а некоторые из них даже умерли. - рассказывает Cabar.asia
Фируза Набиева, жительница Худжанда, 7 мая опубликовала на своей странице в Facebook список умерших врачей с именами и фотографиями. В её список вошли 10 умерших врачей из Худжанда, Душанбе и Тусунзода.
«По данным социальных сетей, 10 таджикских врачей уже умерли от коронавируса за 15 дней с 23 апреля по 6 мая. При такой динамике эта цифра достигнет 20 в месяц и 120 за 6 месяцев. Смерть врачей – это смерть нации. Помогите врачам, они должны быть защищены», – написала она.
Один таджикский врач, на условиях анонимности, сказал CABAR.asia, что большинство врачей покупают защитную одежду за свой счет.
«На самом деле, на прошлой неделе большое количество врачей заразились вирусом из-за отсутствия защитной одежды. Даже уборщики вынуждены покупать защитную экипировку за свой счет. Некоторые из них уже уволились, потому что их зарплата не может это покрыть», – говорит врач.
По его словам, если всё так продолжится, большинство врачей покинет больницы, и ситуация ухудшится.
Опасаясь, что мои близкие заразятся, я ночую в машине, а утром возвращаюсь в больницу.
«Состояние врачей не очень хорошее. Представьте себе, мы должны заботиться о больных, а за тем передать очередь коллеге и вернуться домой. Это опасно не только для нас, но и для наших семей. Опасаясь, что мои близкие заразятся, я ночую в машине, а утром возвращаюсь в больницу», – добавил он.
Между тем, врач-инфекционист Абдумаджид Джураев говорит, что в центральной больнице города Канибадама, где он работает, начали готовиться к борьбе с коронавирусом еще в феврале, задолго до того, как власти признали наличие фактов заражения в стране.
По его словам, уже в то время среди врачей, медсестер, уборщиц были распределены защитные костюмы, лекарственные средства и другие необходимые предметы.
«Мы заранее начали готовиться к борьбе с этой болезнью. Нашу зарплату повысили в два раза и на днях по указанию председателя Согдийской области врачам раздали продукты питания», – говорит Джураев.
В то же время он затруднился сказать о том будут ли выдавать компенсации врачам, которые заразились во время работы.
Однако другие врачи считают, что власти не оказывают им должной поддержки. Один из них сослался на опыт соседнего Узбекистана, где врачам доплачивают по две с половиной тысячи долларов. А тем, кто заразился дают по 10,5 тысяч долларов.
«Мы рискуем здоровьем и часто жизнью. Власти нам тоже должны платить компенсации за риск. Ведь рискуем не только мы, но и наши близкие», – сказал он.
Между тем, пресс-секретарь Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ Бибихонум Дарвешзода заявила CABAR.aia, что данных о количестве погибших врачей нет.
«На данный момент мы составляем список врачей, которые заразились коронавирусом, а также тех, кто умер от этой болезни. Мы предоставим его, когда список будет завершен», – сказала Дарвешзода.
По её словам, министерство здравоохранения поручило составить список зараженных и умерших врачей в сельской местности. Бибихонум Дарвешзода сказала, что также нет точных цифр об уволившихся врачах, но министерство прилагает все усилия для предотвращения распространения коронавируса.
По словам эксперта Абдулло Давлатова, смерть медицинских работников – врачей, медсестер и других медработников от пандемии наблюдается во всем мире, поскольку они находятся в первых рядах в борьбе с ней. Например, в России также много сообщений о том, что из той или иной больницы уволилась группа врачей из-за нехватки специальных принадлежностей. В России создан специальный сайт для ежедневной публикации имен врачей, которые умерли от COVID-19.
«В любом случае, конечно, власти должны сделать все возможное, чтобы объекты здравоохранения и персонал были полностью обеспечены всеми видами оборудования и принадлежностями», – сказал Давлатов.
Кто должен защитить трудовые права медработников?
Распространение коронавируса среди медицинских работников вызвало много споров среди общественности и гражданского общества. Эксперты считают, что в этой ситуации также нарушаются другие права персонала больницы. В этой связи в социальных сетях был опубликован несколько открытых писем представителей гражданского общества в Министерство здравоохранения и социальной защиты с призывами оказать помощь работникам здравоохранения.
Юрист Шокирджон Хакимов считает, что с учетом сложившейся ситуации врачи имеют права на компенсации в случае заражения или смерти. Также в качестве дополнительной меры они имеют права требовать улучшение условий работы и обеспечение правовой, финансовой и экономической поддержки.
«Они могут реализовать эти права напрямую или через своих родственников и детей», – добавил он.
По его мнению, Таджикистану нужны независимые профсоюзные организации, которые могли бы защищать трудовые права людей.
«Деятельность Федерации независимых профсоюзов Таджикистана не соответствует задачам сегодняшнего дня. Методы ее работы, несмотря на переименование, не изменились со времен Союза. Профсоюзы по-прежнему находятся под контролем власти. Поэтому они отказываются от защиты даже тех прав и свобод граждан, которые гарантированы законодательством», – считает юрист.
Он добавил, что в деятельности профсоюзов нет прозрачности и «они не ощущают своей ответственности перед обществом.
По данным Министерства здравоохранения, на 21 мая в Таджикистане зарегистрировали 2140 человек, заражённых коронавирусом, и в общей сложности 41 человек умер от этой болезни.
Правила комментирования
comments powered by Disqus