После начала эпидемии коронавируса Россия вошла в число стран, оказавших гуманитарную помощь Казахстану. Но многие российские издания внезапно стали выступать с критикой любых форм помощи союзнику. Причем речь идет не о маргинальных оппозиционных СМИ, а о лояльной негосударственной прессе, которая обвиняет Казахстан в откровенной враждебности.
«Независимое военное обозрение» пишет об отношениях с Казахстаном:
«Несмотря на членство в ОДКБ, Казахстан с большой натяжкой можно считать союзником России. Это связано с тем, что союзнический статус не имеет формального закрепления в Военной доктрине Казахстана. Более того, ряд шагов казахстанского руководства (например, дерусификация, усиление военных контингентов на западном направлении и т.д.) позволяет утверждать, что именно Россия на самом деле рассматривается в качестве одного из ключевых вызовов безопасности».
Другие популярные СМИ ставят вопрос еще более жестко. «Казахстан идет русофобским путем Украины» - пишут ресурс «Новостной фронт». «Вытаскиваем нож из спины и улыбаемся» - озаглавил «Царьград» лонгрид об отношениях с Казахстаном, где требует не оказывать республике любые формы помощи.
Очередная волна критики Казахстана поднялась на фоне скандала вокруг американских биолабораторий. «Русская весна» обвинила МИД Казахстана во лжи и укрывательстве производства биологического оружия американскими военными, опубликовав большой «расследовательский» материал. «Лабораторную» тему поддержали Лента.Ру, Регнум, «Московский комсомолец», «Новые известия» и многие другие.
Комментарии в духе «Хватит кормить Казахстан!» озвучивают многие читатели в социальных сетях и на сайтах изданий, считающие, что Россия давно помогает соседу, но сталкивается с неблагодарностью.
Есть ли такие мысли у политиков?
Что вы там, наверху?
В прошлом году уже появилась информация о недовольстве Москвы отсутствием «отдачи» от отношений с Астаной/Нур-Султаном. После этого президент Токаев сделал свою риторику более дружественной и даже поддержал российскую политику в Крыму в интервью немецким журналистам. Но, как оказалось, в Москве этим удовлетворены не все.
Претензий накопилось много и разных. Росатом недоволен срывом сроков проектирования АЭС в Казахстане и бесконечными дискуссиями правительстве. Машиностроительные компании возмущены утилизационными сборами, которые считают более тяжелыми, чем для западных импортеров, а их интересы лоббирует Патрушев-младший, министр и сын Секретаря Совбеза.
Военные недовольны тем, что проблема американских лабораторий дебатируется уже не первый год без видимого успеха. Попытки МИД РК заявить, что ее вообще нет – могли банально разозлить. ФСБ может считать недостаточной борьбу с американской агентурой, которая может работать с казахстанской территории против Урала и Юга России.
Учитывая, что даже отпуск Владимир Путин обычно проводит вместе с министром обороны Сергеем Шойгу и директором ФСБ Александром Бортниковым, так что у силовиков много возможностей донести до него свою позицию по Казахстану. И здесь вероятно решение добиться пересмотра отношений с республикой.
Кто кого прижмет
Казахские национал-патриоты часто считают, что Казахстан может угрожать России проблемами в OДКБ и ЕАЭС, и Москва будет «платить за лояльность». Неизвестно было ли так когда-то, но сейчас Нур-Султан зависит от обоих союзов и российских программ сотрудничества.
В прошлом году «Фонд первого президента» и ряд международных экспертов опубликовали доклад об экономических угрозах Казахстану и необходимости «затягивания поясов». Зимой КИСИ при президенте выпустил доклад, где показал, что ЕАЭC «свет в окошке» - основной источник инвестиций и рынок сбыта несырьевой продукции.
Действительно под ЕАЭC и Россию сейчас верстаются практически все проекты и стратегии. Производство техники создается исключительно благодаря российскому капиталу. Поставки многих повседневных товаров – завязаны на северного соседа.
Даже национальный ВПК держится почти исключительно на российских заказах. Без России и ЕАЭC казахская экономика резко затормозит и начнет быстрый и тяжелый спад с безработицей, дефицитом и прочими «радостями».
Искать другие варианты трудно, особенно в связи с коронавирусом. США переносят его гораздо тяжелее, чем страны СНГ, и могут столкнуться по итогам эпидемии с нехваткой средств.
И расходы будут сокращать за счет регионов наименее интересных Трампу, к числу которых относится и Центральная Азия. Германия уже тоже объявила о сокращении программ международной помощи. Ее примеру могут последовать и другие страны ЕС.
Китай же, видимо, пришел к компромиссу с Россией по центрально-азиатским вопросам. В конце апреля он публично поддержал требования Москвы о закрытии пресловутых лабораторий США.
После усугубления конфликта с Вашингтоном Пекин может поставить дальнейшие инвестиции в регион в прямую зависимость от ограничения присутствия американцев в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. И совместному российско-китайскому влиянию противопоставить будет нечего.
Если руководство Казахстана не готово к экономическому социальному кризису, то сейчас оно вынуждено думать, как уступить Москве и Пекину, сохранив лицо. Попытки торговаться и пугать Москву очередным «недовольством» не имеют шансов на успех, потому что в Москве прекрасно видят безвыходное положение Нур-Султана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus