Конфликт, имевший место 31 мая у родника Чечме вызвал большую волну обсуждений не только в кыргызстанских медиа, но и далеко за пределами Кыргызстана.
Напомним, что причиной конфликта между жителями кыргызстанского села Чечме и узбекистанского села Чашма анклава Сох стал словесный спор между жителями во время совместной очистки родника Чечме о том, кому принадлежит источник.
Однако основным рефреном со стороны ряда политиков звучат требования к «силовым» действиям по отношению к жителям узбекского анклава Сох. Удивительно, что застрельщиком этих призывов выступает бывший депутат, генерал Камчибек Ташиев. Почему удивительно? Этот конфликт произошел аккурат перед запланированным визитом главы внешнеполитического ведомств России Сергея Лаврова в Бишкек, и после его заявления о готовности оказать содействие Бишкеку в разрешении пограничных споров с Таджикистаном. Какое отношение имеет узбекский Сох к кыргызско-таджикским пограничным спорам?
На протяжении многих лет большинство узбекско-кыргызских пограничных конфликтов связано с одним из четырех узбекских анклавов – Сохом. Название «Сох» происходит от персидского слова «сӯх-тан», что в переводе «гореть, сжигать, воспламенять». Административным центром анклава Сох является селе Раван. Общая площадь Соха 220 кв. км, в нем 19 сел в которых проживают около 74 тыс.человек. Из них - 99,2 процента являются таджиками. Местная еженедельная газета «Садои Сух» («Голос Соха») выходит на таджикском языке. Во всех средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях, которых в деревнях Соха насчитывается более трех десятков, обучение ведется на таджикском языке. Традиционно, жители Сохских деревень идентифицируют себя с Таджикистаном, но признавая политическую власть Ташкента.
Видимо поэтому, первый президент Узбекистана Ислам Каримов неоднократно заявлял о причастности третьих сил в организации пограничных конфликтов в Сохе. Одним из «агентов третьих сил» называют Искандарзода Мухаммадшах Амиршоха, известный как «Шох» Искандар (Искандаров). Один из бывших полевых командиров оппозиции в Каратегинской долине. В январе 2020 года назначен главой ОВД в город Бустон (бывший Чкаловск). До этого генерал-майор милиции Искандарзода Махмудшо «Шох» возглавлял отдел МВД «Исфара-1». Почему он согласился на такую «низкую» должность? По данным СМИ и UNODC (Управление ООН по наркотикам и преступности) период его руководства совпадает с активизацией наркоканала по маршруту «Согдийская область – Ферганская и Ташкентская область Узбекистана» в направлении г. Коканд.
Ранее СМИ писали, что в мае 2019 года в аэропорту г.Ош были задержаны 3 наркокурьера из Исфаринского района, у которых было обнаружено и изъято около 3х кг героина. По их предположениям, это «...могло разозлить Шоха, который и мог решить немного «подогреть» ситуацию на границе с кыргызами, чтобы неповадно было» им задерживать его курьеров.
По данным разных источников, силовики Согдийской области дали негласные поручения местным органам власти создать так называемые «целевые группы реагирования», численностью по 10-15 человек из числа местных жителей приграничных населенных пунктов.
Перевод Искандарова из Исфары в Бустон связывают с тем, что ему принадлежит «авторство» минометных обстрелов кыргызской территории. Как бы там ни было, важной стороной каждого пограничного конфликта в Ферганской долине остаются наркотрафик и «живые» деньги от контрабанды.
Как видим, ситуация вокруг Соха непростая и сводить ее только к «разборкам» между гражданами Кыргызстана и Узбекистана за воду и землю нельзя. Поэтому удивительны призывы К.Ташиева, который своими словами «льет воду на мельницу» эскалации напряженности между Кыргызстаном и Узбекистаном. Местные жители от этого точно не выиграют.
Правила комментирования
comments powered by Disqus