Лидерство или кооперация в ЦА?
На октябрь этого года запланирована официальная презентация Туркестана в новом статусе, в том числе перед участниками неформальной встречи глав государств Центральной Азии. Как известно, с июня 2018 года в Казахстане стали предприниматься «меры по развитию Туркестана как культурно-духовного центра тюркского мира». Наши власти заявляют, что Туркестан является духовным центром всей туранской степи и тюркских народов. Кстати, Туран – это один из древних топонимов нашего региона.
В июне 2018 года Туркестан получил статус областного центра, что, получается, можно рассматривать как стартовую площадку для дальнейшего роста его «регалий». Осенью того же года в Туркестане создали специальную экономическую зону «TURKISTAN», которая специализируется на формировании благоприятных условий для развития бизнеса в сфере туризма, строительства и производства. А в апреле прошлого года переутвердили «доработанный комплексный план социально-экономического развития Туркестанской области до 2024 года», органичной частью которого является территория Туркестана.
Причем новый архитектурный облик Туркестана будет напоминать Астану, поскольку «проектировала» город фирма АстанаГенПлан. Может быть, это неслучайно. Ведь Назарбаев в ходе визита в Туркестан признался, что раньше думал о возможности сделать этот город столицей Казахстана, но обстоятельства этого не позволили. В этой связи представляется, что одной из главных целей в развитии Туркестана станет его позиционирование в качестве неформальной «столицы» Центральной Азии. Словом, для наших властей развитие Туркестана является стратегической задачей. Одни масштабы строительства в Туркестане говорят сами за себя.
По генплану в городе запланировано строительство 175 крупных объектов с бюджетом на несколько млрд долларов. Так, в Туркестане возводится большой международный аэропорт, ориентированный на обслуживание 3 миллиона пассажиров в год. Ряд крупных объектов уже введен в строй. Значимость строек в Туркестане можно понять по тому факту, что их реализацию лично контролирует премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, побывав там только за один год 12 раз. Строительные работы ведутся круглосуточно – власти спешат. После презентации Туркестана начнется большая PR-кампания по его продвижению за рубежом.
На наш взгляд, переименование Южно-Казахстанской области в Туркестанскую связано с известным контекстом термина «Туркестан». Напомним, Туркестан – это одно из древнейших названий региона, к которому относится современная постсоветская Центральная Азия. Термин «Туркестан» неразрывно связан с представлением нашего региона как единой независимой государственности, что на практике было отчасти реализовано когда-то. Мы имеем в виду Туркестанскую автономию (официальное название которой было Turkiston muxtoriyati), просуществовавшую с 28 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территориях современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Необходимо отметить, что председателями правительства Turkiston muxtoriyati были легендарные казахи М. Тынышпаев и Мустафа Шокай.
В начале текущего года стало известно, что акимат Туркестана подал заявку в ЮНЕСКО на изучение артефактов, подтверждающих, что Туркестану не менее 2200 лет. В результате «Туркестан может войти в число одних из самых древних городов мира наряду с Самаркандом». Иначе говоря, тогда уже историко-культурный статус Туркестана не будет в чем-то уступать Самарканду, Ташкенту...Подождем и посмотрим, какой будет пиар выхлоп по итогам всего этого - результаты соответствующей экспертизы специалистов из ста стран мира станут известны в ноябре 2021 года.
Тем не менее, ассоциации Туркестана со столицей региона уже постепенно входят в моду в разных кругах в Казахстане, когда появляются, к примеру, такие утверждения как-то: «Туркестан как техно-столица Средней Азии…международный технопарк IT-стартапов». Предлагается даже вместо топонима «Казахстан и Средняя Азия» использовать термин «Туркестан». Указывается на известную книгу И. Каримова «Туркестан – наш общий дом» с «аналогичной» идеей. Короче, интеграция региона увязывается с термином «Туркестан», когда одноименный город, соответственно, будет иметь особый статус во всем регионе.
В качестве экономической «опоры» Туркестана прорабатывается вопрос создания совместной с Узбекистаном международной торговой зоны «Центральная Азия» с международным пропускным пунктом «Туркестан». Если этот проект заработает, то он, можно сказать, станет первым опытом экономической интеграции в регионе. Думается, что городу Шымкент также отводится роль некоей экономической базы Туркестана, основы его позиционирования в качестве столицы ЦА. Учитывая, что в Шымкенте и Туркестане сегодня живут и работают представители практически всех этносов региона. После завершения эпидемии коронавируса будут проведены празднование 2200-летнего юбилея Шымкента и его презентация как культурной столицы СНГ. Это планировалось сделать еще 20 марта сего года, но отменили из-за введения режима ЧП.
Празднование юбилея Шымкента и его презентация как культурной столицы СНГ призваны возвысить статус города во всем центральноазиатском регионе. И это делается не только на уровне пиара, в виртуальном информационном пространстве. В сентябре 2018 года казахстанские власти объявили, что Шымкент должен стать мощным экономическим центром в Центральной Азии с одной из ведущей промышленной, инновационной и торгово-логистической инфраструктурой. Кроме того, в Шымкенте начато создание современных инновационных центров по примеру Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.
При этом указывалось: «Несмотря на то что в близлежащем Ташкенте население в два с половиной раза больше, объём продукции на одного человека меньше, чем у нас. В Ташкенте - $3 500, в Шымкенте — $5 100». В сентябре 2018 года был принят комплексный план застройки города Шымкента до 2023 года. То есть этот год можно рассматривать как первый рубеж становления Шымкента и Туркестана в качестве «главных» городов Центральной Азии. Собственно, у Казахстана больше экономических возможностей для создания на своей территории региональных городов-центров, чем у других стран региона. Ведь по объему ВВП казахстанская экономика значительно превосходит все остальные страны ЦА.
Как бы то ни было, но в современном глобализированном мире практически все страны взаимосвязаны и взаимозависимы. Верность этого постулата мы могли понять в ходе пандемии коронавируса, когда один китайский город заразил весь мир. Тем самым сегодня не конкуренция за лидерство в чем-либо становится ведущим фактором успешного развития государств, а в первую очередь - кооперация в рамках региона. Как показали эксперты ООН, эффективная кооперация стран Центральной Азии «могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП как минимум в 2 раза». К тому же многие наши региональные проблемы могут быть разрешены только на основе совместных усилий всех стран ЦА. У нас же, к сожалению, сегодня только пока наоборот получается...
Правила комментирования
comments powered by Disqus