12 июня исполнится ровно год, как Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность Президента Республики Казахстан. Год назад в этом центрально-азиатском государстве на практике был проведён демократический «транзит власти» — процесс, который в будущем актуален и для россиян. Казахстан продемонстрировал свою собственную модель эволюционной преемственности власти, плюсы которой можно экстраполировать на подобные процессы в других государствах.
Пришёл с готовым планом реформ
В июне прошлого годы некоторые «диванные» эксперты называли Токаева фигурой «временной», «переходной», то есть отводили ему незавидную роль формального лидера и чуть ли не марионетки. Правда, действительно разбирающиеся в политической кухне Казахстана политологи ещё тогда обратили внимание на несколько важных нюансов первого в истории республики эволюционного транзита власти. Во-первых, Касым-Жомарт Токаев победил с огромным отрывом от конкурентов в ходе честных и открытых президентских выборов (за него проголосовало 70,96% избирателей при явке 77,5% граждан страны) и таким образом стал не просто легитимным, избранным народом главой государства, но и получил признание мирового сообщества.
Во-вторых, он сразу расставил все точки над «i», объявив о преемственности курса и стратегических программ первого президента Казахстана – Нурсултана Назарбаева. Своими же президентскими задачами Токаев назвал повышение эффективности экономики, демократизацию общества и повышение уровня жизни казахстанцев.
В-третьих, потенциал и деловые качества Касыма-Жомарта Токаева прекрасно знают и в Казахстане, и далеко за его пределами - он много лет плодотворно работал в одной связке с Нурсултаном Назарбаевым, возглавляя правительство РК и Сенат – высшую палату парламента республики, и своей деятельностью заслужил непререкаемый авторитет. По оценке одного из известных политологов - президента Евразийского института геостратегических исследований Евгения Бажанова, Токаева отличают не только лидерские, но и человеческие качества - «он человек колоссальной эрудиции, очень порядочный, не причастный ни к каким коррупционным схемам, знающий своё дело профессионал, обладающий силой воли и любящий свою страну».
А главное, как подчеркнул Евгений Бажанов, Токаев к власти пришёл с уже готовой программой дальнейших реформ, основанной на своём личном опыте и знаниях, причём согласованной и поддержанной Нурсултаном Назарбаевым.
По мнению аналитиков, за первый год своего президентства Касым-Жомарт Токаев всех поразил своими смелыми, неординарными решениями. Например, он сразу сделал ставку на рациональный диалог с обществом. Его программное сентябрьское президентское послание, в котором он раскрыл карты своего плана новаций, так и называется – «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». Там он выдвинул конкретные предложения, как стимулировать экономический рост, усовершенствовать фискальную и монетарную политику, создать условия для развития малого и среднего бизнеса, поддержать отечественных производителей, минимизировать зависимость экономики Казахстана от экспорта энергоресурсов и т.д.
И важно, что Токаев не на словах, а на деле подтвердил, что Казахстан берёт курс на демократизацию, поскольку только в этом он видит залог стабильности и процветания страны. По инициативе президента власть отказалась от практики «зажима» интернета и силового разгона митингующих. В сентябре прошлого года Токаев пообещал обществу закон, либерализирующий мирные собрания, и недавно, в мае, депутаты парламента приняли закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Казахстане». Закон очистили от целого ряда запретов.
Президент Токаев выдвинул концепцию «слышащего государства», которая по сути, стала новой философией государственного управления. Если коротко, её смысл - в возможности напрямую задавать вопросы представителям власти и оперативно получать ответы. Власть должна слышать свой народ, его чаяния, знать его проблемы и максимально помогать – такова суть концепции.
«На меня Токаев произвёл сильнейшее впечатление следующим обстоятельством: в высших эшелонах власти он находится очень давно, но до сих пор ясно и чётко представляет себе жизнь людей, их заботы и проблемы. Это выразилось, на мой взгляд, в токаевской установке на то, что люди могут выразить несогласие с теми или иными действиями властей и к этому надо прислушиваться. Но факт остаётся фактом: новый президент Казахстана за год сделал прозрачной всю власть, от министров до акимов. Казахстанские чиновники включились в работу соцсетей, где рядовые граждане пишут о своих проблемах, которые из высоких кабинетов не всем видны, и представители власти решают эти проблемы», - так отреагировал на перемены в Казахстане известный российский публицист, телеведущий и писатель Леонид Млечин, отметив, что диалог между чиновниками и простыми людьми уже приносит реальные плоды.
Сегодня надо признать, что в Казахстане постепенно меняется формат официальных мероприятий, они становятся более публичными. По инициативе главы государства для обсуждения самых злободневных вопросов создан новый орган — Национальный совет общественного доверия (НСОД), в который вошли известные политики, общественные деятели, экономисты, юристы и учёные. На базе президентского сайта открыта виртуальная приёмная главы РК, в структуре администрации президента создано подразделение по работе с обращениями населения.
Как отмечают аналитики, президент взял курс на реформирование социальной сферы, где главными своими задачами видит борьбу с бедностью, коррупцией, бюрократизацией, защиту жизни и здоровья граждан, увеличение их доходов и повышение качества жизни. Есть у Токаева и тщательно продуманная реформа государственного управления.
«Нам нужен обновлённый эффективный и компактный госаппарат, быстро и оперативно принимающий решения в ответ на изменение обстановки. Следует переосмыслить суть концепции электронного правительства, полностью вывести в режим онлайн операции по получению консультаций, справок, подачи заявлений. Общение между бизнесом и государством полностью перейдёт в цифровой формат и станет бесконтактным. Для этого будет завершена оцифровка всего процесса получения государственных услуг и мер поддержки. Важно придать новый импульс всем процессам цифровизации экономики и общества», - ставит конкретные задачи перед правительством Касым-Жомарт Токаев.
Проверка на коронавирус
То что Токаев пришёл к власти с продуманным реформаторским планом существенный плюс. Кризисные обстоятельства этого года не дают времени на долгие размышления. Напомним, едва приняв бразды правления государством, Токаев столкнулся с такими трудностями, успешное преодоление которых по силам не каждому лидеру. И речь идёт не только о пандемии Covid-19.
В июне 2019 года в городе Арысь взорвались старые военные склады, превратив в руины городскую инфраструктуру. Президент Токаев лично контролировал полное восстановление города, в котором живёт 75 тысяч человек, город реконструировали за 3 месяца. Недавно, в мае в Туркестанской области Казахстана произошло крупное наводнение. Ситуация была оперативно взята под контроль, из 14 населённых пунктов было эвакуировано более 30 тыс. человек, населению оказана срочная помощь, восстанавливается инфраструктура.
А что касается коронавируса - своевременность и действенность предпринятых руководством РК карантинных мероприятий, а также эффективность срочных антикризисных мер поддержки населения, малого и среднего бизнеса единодушно отметили международные эксперты.
«При рассмотрении данных о том, как развивается пандемия в нескольких странах, стало очевидно, что Казахстан добился значительных успехов в первые четыре недели от начала эпидемии, поскольку стране удалось изменить фазу эпидемии в течение трёх и четырёх недель. Эти меры полностью соответствуют рекомендациям ВОЗ», – заявила представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович.
Кстати, политолог Евгений Бажанов, действия непосредственно Токаева в период карантина охарактеризовал как образцовые. «Мы видим, - сказал он, - что самые развитые, демократические страны, от США до Испании, столкнулись с невероятными трудностями. А в Казахстане быстро приняли необходимые меры, начали лечить больных и стали помогать тем, кто пострадал не только с медицинской, а и с экономической точки зрения. Мне кажется, всё делается чётко, президент держит руку на пульсе, и Казахстан я считаю одной из передовых стран в борьбе с пандемией».
На антикризисные меры была выделена небывалая сумма – 5,9 трлн тенге (на российские деньги – более 1 триллиона рублей), что составило 8,6% от ВВП Казахстана. Причём деньги вливались не только в производственные мощности, но и выплачивались непосредственно людям, потерявшим работу. Ежемесячно около 3 млн казахстанцев получают выплаты в размере 45 тысяч тенге (около 7,5 тысячи рублей). Именно благодаря предпринятым мерам Казахстану удалось выйти из эпидемии с минимальными потерями и постепенно приступить к восстановлению экономической активности. Благо есть надёжный ресурс для обеспечения социально-экономической стабильности: международные валютные резервы Казахстана составляют более 30 млрд. долларов, а активы Национального фонда РК превышают 58 млрд долларов.
Стратегические партнёры
Вступив в должность президента, Касым-Жомарт Токаев объявил о преемственности не только внутригосударственного, но и внешнеполитического курса, назвав приоритетной задачей - максимальное привлечение иностранных инвестиций в экономику. В список стран-партнёров РК входят - Россия и Китай, страны Европейского Союза и США, государства мусульманского мира и Израиль.
«Модернизация экономики Казахстана шла и до Токаева, но он сделал акцент на том, чтобы рыночная среда расширялась, улучшалась, чтобы не было монополизации сфер экономики различными государственными и полугосударственными структурами. Кроме того, Касым-Жомарт Токаев уделяет большое внимание содействию привлечения в страну иностранного капитала – не только российского и китайского, но и европейского, и из других источников, важных для Казахстана», – считает политолог Евгений Бажанов.
«Представляю себе масштаб задач, стоящих перед Казахстаном. И понимание внешнего мира у Касым-Жомарта Токаева, на мой взгляд, завидно ясное и точное. Прежде всего, он прекрасно знает двух главных соседей – Россию и Китай. Он работал и в Москве, и в Пекине, блестяще владеет русским и китайским языками. Мы в России очень дорожим тем, что он понимает Россию, считает нашу страну стратегическим партнёром», – считает Леонид Млечин.
А вот что на днях в интервью одному из российских изданий сказал сам Токаев. «Россия является основным торгово-экономическим партнёром Казахстана. Объём прямых инвестиций из России в Казахстан составил 15,7 миллиарда долларов. Двусторонний товарооборот в 2019 году составил почти 20 миллиардов долларов. В Казахстане успешно работают более 7 тысяч российских компаний, около 3,5 тысяч совместных казахстанско-российских предприятий. Активно реализуются совместные проекты в приоритетных отраслях экономики. Мы будем поддерживать российский бизнес, который реализует инвестиционные проекты в Казахстане. И ожидаем, что результатами нашего сотрудничества станут производства, которые выйдут на рынки КНР и Центральной Азии».
Выступая 11 мая на итоговом заседании Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (теперь она переименована – в Госкомиссию по восстановлению экономического роста), Касым-Жомарт Токаев объявил о стратегических планах в посткризисный период - о новых точечных преобразованиях в экономике, модернизации системы образования и здравоохранения, переходе к «цифровому государству» и о том, как сделать Казахстан более привлекательным для международного бизнеса и туристов.
Чрезвычайное положение и двухмесячный карантин стал настоящим штормом для Казахстана, который страна во многом благодаря своему капитану прошла достойно и теперь выходит из пандемии с минимальными потерями, постепенно восстанавливая свою активность.
Правила комментирования
comments powered by Disqus