90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Об условиях кредитования от ЕАБР и ЕФСР для стран ЕАЭС

09.06.2020 14:30

Экономика

Об условиях кредитования от ЕАБР и ЕФСР для стран ЕАЭС

Евразийские финансовые институты для экономик стран ЕАЭС являются относительно новыми донорами, но по сумме инвестиций уже вошли в число самых крупных.

Под главными евразийскими финансовыми институтами понимается Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) и Евразийский банк развития (ЕАБР).

  • ЕАБР (Банк) был учрежден в 2006 году соглашением между Казахстаном и Россией. В последующем его участниками стали Армения (2009), Таджикистан (2009), Беларусь (2010) и Кыргызстан (2011).
  • ЕФСР (Фонд) был создан в 2009 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджкистаном (предыдущее наименование Антикризисный фонд ЕврАзЭС).

Официальные цели

Несмотря на то, что учредителями/участниками двух организаций являются одни и те же страны, кроме того, ЕАБР выступает Управляющим ЕФСР, между Банком и Фондом присутствуют отличия как в предназначении, так и в условиях кредитования.

При общей цели устойчивого экономического развития и содействия интеграции между государствами-участниками, создание ЕАБР предполагало финансирование инвестиционных проектов в реальных секторах экономик стран-участниц: энергетика, недра, транспорт, сельское хозяйство  и т.п.. Фонд же, в первую очередь, предоставляет финансовые кредиты правительствам государств-участников для поддержки бюджетов, платежных балансов или финансовым институтам (банкам, фондам) на рекредитование.

Однако на практике наблюдается смешивание инструментов, и даже противоположное их применение. Так, если Беларусь, Казахстан и Россия на инфраструктурные проекты привлекают «целевые» средства ЕАБР, а финансовые кредиты Беларусь получает от ЕФСР, то Армения и Кыргызстан, наоборот на инфраструктуру получают из средства Фонда, а финансовые кредиты (для направления в банки) – от ЕАБР.

При этом, проекты Таджикистана финансирует только ЕФСР, а Казахстана и России – только ЕАБР.

Валюта имеет значение

Наравне с разностью инструментария (инвестиционный или финансовый кредит) условия ЕАБР и ЕФСР отличаются и в части валюты предоставляемого кредита.

Так, согласно статьи 10 Устава ЕАБР «Банк предоставляет кредиты в свободно конвертируемой валюте и национальной валюте государств-участников Банка. Условия предоставления и возврата кредитов являются предметом соглашений с заемщиками». Положением же о ЕФСР (ст. 10) определено, что средства Фонда предоставляются в долларах и/или евро.

Валюта привлеченных средств играет крайне важную роль для заемщика, так как займы в дорогой валюте (доллары или евро) увеличивают обязательства заемщика ко времени возврата кредита на сумму курсовой разницы, в виду того, что, как правило, курс дорогой валюты растет по отношению к национальной валюте. Это особенно актуально для инфраструктурных проектов, услуги которых в основном реализуются на внутреннем рынке в национальной валюте, и корректировать (повышать) цены на курсовую разницу представляется сложным и вызывает социальную напряженность среди населения.

К примеру, средства ЕФСР в 100 млн. долл. США на Токтогульскую ГЭС — «Фаза 2» в 2018-2019 годы по среднему курсу 69 сом/долл. составляли 6,9 млрд. сом. Однако, по курсу июня 2020 года в 73,5 сом/долл., та же сумма уже составляет 7,35 млрд. сом. Соответственно долг энергосектора по данному проекту увеличился на 450 млн. сом только из-за курсовой разницы. Если же считать по курсу 3-9 апреля 2020 года в 85 сом/долл., который, скорее всего, установится на основной период выплат по кредиту, то курсовая разница превысит 1,5 млрд. сом. Учитывая, что тарифы на электроэнергию в Кыргызстане не меняются на протяжении 8 лет, то убыток от курсовой разницы станет излишней нагрузкой, на погашение которого у кыргызстанского энергосектора нет источников.

Деятельность же финансовых институтов (банки, фонды и др.), привлекающие финансовые кредиты в валюте для рекредитования, микрофинансирования, менее подвержены риску необеспечения курсовой разницы, так как процентные ставки учитывают возможные колебания, что в определенной степени страхуют от соответствующих убытков.

Следовательно наиболее рациональным для государств-участников ЕАБР и ЕФСР будет получение кредитов на инвестиционные (инфраструктурные) проекты от Банка в национальной валюте, а от Фонда – финансовые кредиты. Это подтверждает первоисходное распределение инструментария между ЕАБР и ЕФСР, обозначенное в их целях и предназначении.

Ущемление малых республик?

Данной стратегии придерживаются Казахстан и Россия. Помимо того, что они не получают кредитов от ЕФСР, указанные страны для реализации инфраструктурных проектов привлекают только средства ЕАБР, как правило, в национальной валюте, что исключает возникновение курсовой разницы и соответствующих убытков, ухудшающих финансовое положение стратегических секторов экономики.

Однако, наоборот, в сектора народного хозяйства Армения (автодорога, ирригация), Кыргызстан (энергетика, сельское хозяйство, транспорт) и Таджикистан (энергетика) получают кредиты от ЕФСР, а финансовые кредиты – от ЕАБР.

Беларусь на стратегические отрасли привлекает средства ЕАБР, от Фонда же получило дважды по 2 млрд. долл. США в качестве финансовых кредитов, что свидетельствует о соблюдении изначально заложенных принципов финансирования.

Немаловажным является тот факт, что Армения, Беларусь и Кыргызстан даже у ЕАБР получают средства в долларах или евро, несмотря на то, что Устав ЕАБР позволяет получать в национальной валюте. То есть из средств рассматриваемых двух Евразийских финансовых институтов в национальной валюте получают только Казахстан и Россия. Такие же страны, как Армения, Беларусь,

Кыргызстан и Таджикистан получают кредиты только в долларах или евро.

Следует отметить, что вследствие упущений в части использования заложенных принципов кредитования от ЕАБР или от ЕФСР может привести к реальным убыткам для экономик государств-участников, которых можно было избежать.

Важность принципиальности

Например, получение Кыргызстаном всех инвестиционных кредитов на проекты реального сектора экономики (энергетика, сельское хозяйство, транспорт) от ЕФСР в долларах к моменту возврата заемных средств приведет к убыткам от одной только курсовой разницы в более 5 млрд. сом. При этом все финансовые кредиты для банков и фонда с меньшим риском получения многомиллиардных убытков от курсовой разницы, Кыргызстаном были привлечены из средств ЕАБР. Это свидетельствует о том, что лимиты страной были использованы неэффективно, инвестпортфели были сформированы нерационально, что содержит ухудшающий фактор для экономики Кыргызстана.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что соблюдение заложенных принципов финансирования ЕАБР и ЕФСР имеет прямой экономический эффект для государств-участников, и правильный выбор донора позволит задействовать все предусмотренные финансовыми институтами резервы улучшения результатов экономик стран ЕАЭС.

Альтернатива: дедолларизация

Помимо прочего, действительному усилению интеграции и экономического роста государств-участников послужил бы переход на кредитование только в национальной валюте и исключение дорогих валют (доллар и евро) из взаимного сотрудничества стран ЕАЭС.

Дополнительно для евразийских финансовых институтов примером хорошей практики могут служить такие условия, как предоставляет Азиатский банк развития:

  • сроки возврата кредита более 30 лет вместо 20 лет;
  • комиссия за резервирование (неосвоение) средств отсутствует вместо 0,5%;
  • финансирование инвестроектов в пропорции 40% гранты и 60% кредиты.

Таким образом, предложенные мероприятия и механизмы по совершенствованию условий финансирования ЕАБР и ЕФСР приведут к усилению сотрудничества, углублению интеграции и соответственно окажет содействие в устойчивом росте и развитии экономик стран ЕАЭС.

Учитывая, что страны ЕАЭС являются и учредителями ЕФСР, и участниками ЕАБР, а также представлены в органах управления структурами, то правительства стран имеют все возможности по улучшению условий получения инвестиционных кредитов. И в первоочередном порядке, в целях минимизации рисков по ухудшению финансового положения экономик правительствам Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана рекомендуется активизировать позиции в задействовании по отношению к ним положений статьи 10 Устава ЕАБР по финансированию в национальной валюте и статьи 2 Договора об учреждении ЕФСР в части получения грантов.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

09.06.2020 14:30

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Осмонбек Мамбетжанович Артыкбаев

Артыкбаев Осмонбек Мамбетжанович

Министр энергетики и промышленности КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
183 см

рост президента Таджикистана Э. Рахмона

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30