Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения изменили привычный уклад во многих сферах жизни, и образование стало одним из наиболее заметных примеров. Массовый переход на дистанционный режим обучения в школах и вузах выявил целый ряд проблем, требующих решения, и в странах ЕАЭС этот набор приблизительно одинаков. Между тем, наука и образование являются одним из стратегических направлений развития Союза до 2025 г., выделенных в соответствующем документе, который сейчас дорабатывает ЕЭК.
Стратегия развития Евразийского союза на ближайшие 5 лет предусматривает расширение сотрудничества в научно-технической и гуманитарной областях, реализацию крупных совместных проектов в сфере профессионального и университетского обучения, повышение академической мобильности. Как отмечают эксперты, сейчас ситуация в образовательной интеграции далека от идеала.
Так, выделяется недостаточно квот на получение высшего образования в российских вузах по линии Минобразования России и Россотрудничества. Кроме того, требует развития система информирования зарубежных студентов и абитуриентов об имеющихся образовательных программах. Еще одним барьером являются различия в национальных системах аттестации.
Прибавим к этому необходимость адаптироваться к условиям работы во время пандемии и экономические последствия таких изменений, и мы получим набор совершенно новых вызовов, которые евразийским странам также необходимо будет преодолеть в ближайшее время. О том, как это можно сделать, и решение каких проблем участникам ЕАЭС придется искать в первую очередь – в комментарии эксперта.
Кандидат экономических наук, советник Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Роберт Федоров:
– Согласно данным ЮНЕСКО, ограничительные меры по распространению коронавирусной инфекции, связанные с возможностью посещать образовательные организации в пиковый период, затронули около 1,6 млрд. обучающихся всех уровней в 195 странах. Почти 38,5 млн. обучающихся из стран ЕАЭС также были вынуждены перестраиваться под новый формат дистанционного обучения.
В большинстве стран Союза был принят схожий комплекс мер:
• начиная с середины марта, большинство обучающихся поэтапно было переведено на дистанционное обучение. При этом были задействованы как ресурсы сети Интернет, так и телевидения. Для школьников были организованы трансляции видеоуроков на телеканалах «Общественное телевидение Армении», «Балапан», «Ел арна» (Казахстан), «Баластан», «Билим Илим» (Киргизия), «Общественное телевидение России (ОТР)».
• правительства стран ЕАЭС скорректировали сроки обучения. В отдельных случаях ученики ушли на каникулы на несколько недель раньше запланированных дат. Также были пересмотрены формы и сроки итоговых аттестаций и подачи документов в вузы.
Наиболее подверженными воздействиям негативных последствий пандемии COVID-19 с экономической точки зрения оказались университеты и обучающиеся в них студенты.
В отличие от школ и колледжей, которые финансируются преимущественно за счет государственных бюджетов, университеты стран ЕАЭС немалую долю финансирования получают от студентов, обучающихся на платной основе.
В частности, в России доля студентов, обучающихся на платной основе составляет около 53%, в Белоруссии – 56%, в Казахстане – 71%, в Армении – 75%, Киргизии – 85%. Безусловно, чем выше доля контрактных студентов, тем слабее финансовая устойчивость университетов в условиях пандемии.
Снижение платежеспособности студентов, дополнительные затраты вузов на организацию дистанционного образования, невозможность университетов в полном объеме выполнять обязательства в рамках заключенных контрактов и другие обстоятельства снижают объемы доступных для стабильного функционирования университетов финансовых средств.
Последствия коронавируса значительно отразятся и на академической мобильности – как на глобальном уровне, так и на пространстве ЕАЭС. Например, в России доля иностранных студентов из стран Союза составляет почти 35% от общего числа иностранных обучающихся в вузах. Понимая это, правительства стран уже сейчас разрабатывают меры финансовой поддержки вузов и студентов: предоставление субсидий наиболее пострадавшим вузам, предоставление рассрочки студентам для оплаты за обучение, «замораживание» цен на обучение, трудоустройство студентов и выпускников и так далее.
Но, несмотря на предпринимаемые меры, очевидно, что университеты ждет непростое время, когда для преодоления кризиса им придется менять свои экономические модели, корректировать образовательный процесс и, что самое главное, объединять усилия.
Именно здесь важна та самая образовательная интеграция, тесное сотрудничество членов ЕАЭС в области образования и подготовки кадров как на межгосударственном уровне, так и между университетами.
Образовательная интеграция, важность которой отмечается всеми членами ЕАЭС, сегодня приобретает особую значимость для систем высшего образования Союза. Тесное сотрудничество по подготовке кадров, переобучению специалистов, потерявших работу в период коронакризиса, организации механизмов дистанционного и смешанного обучения позволит вузам преодолеть новые проблемы с минимальными потерями.
Важно объединить усилия по сохранению уровня академической мобильности внутри ЕАЭС. Вполне вероятно, что не во всех странах вузы смогут в обычном режиме начать новый учебный год в сентябре. Поэтому какое-то время студенты будут обучаться частично или полностью дистанционно, пока эпидемиологическая ситуация полностью не нормализуется.
Правила комментирования
comments powered by Disqus