Подписав указ о назначении выборов на 4 октября 2020-го года, президент Жээнбеков, по сути, дал старт активной фазе подготовки к выборам. Специфика кыргызского парламентаризма в полной мере проявилась именно сейчас, во второй половине августа.
Согласно конституционному закону «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» партии должны были провести съезды и выдвинуть списки кандидатов не менее чем за 45 дней до выборов и сдать все документы в ЦИК за 40 дней до выборов до 18:00 местного времени.
Общественность могла наблюдать, как партии проводили съезды в последние возможные дни – 19-20 августа. Документы же сдавали в последние минуты.
ЦИК КР VS «Кыргызстан»
Почему истории о выборах в Кыргызстане вышли на первые полосы в изданиях пространства СНГ? Ночью 20 августа ряд кандидатов в депутаты (незарегистрированных ещё официально, но выдвинутых съездами) и общественных деятелей вошли на стратегический объект (коим является здание ЦИК) и потребовали встречу с председателем ЦИК. Они были убеждены, что партия «Кыргызстан» занявшая 3-е место на предыдущих выборах сдала свои документы после 18:00.
В ходе встречи представители попросили показать журнал приема посетителей, журнал приема документов и кадры с видеокамеры у входа в здания, дабы убедится, что все документы были сданы вовремя. Во время просмотра журнала регистрации посетителей было замечено, что время приема документов партии «Кыргызстан», возможно, было исправлено, как и время приема документов некоторых других партий. Более того подозрение вызвало то, что так называемые партии власти «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан» сдали свои документы за считанные минуты до 18:00.
Так же в ходе просмотра видео материалов было замечено, что документы были сданы после 18:00 и сданы не уполномоченным лицом (уполномоченное лицо – женщина, а документы подал мужчина).
На следующий день, под давлением ночной трехчасовой встречи, ЦИК приняла решение вернуть документы партии «Кыргызстан». Партия подала в суд. Согласно законодательству, суд должен был рассмотреть иск в течении в течении 3-х дней. Межрайонный административный суд г. Бишкек рассмотрел дело 27 августа 2020 года и встал на сторону партии. ЦИК подала жалобу в Верховный суд КР, заседание, возможно, будет проведено 1-сентября.
Кроме того, 26-августа, бывший депутат и омбудсмен Турсунбай Бакир уулу созвал пресс-конференцию и обвинил руководство партии «Бутун Кыргызстан» в том, что оно сдало в ЦИК не тот список, который был принят на съезде.
Рабочая схема
История со списками сама по себе изначально не простая, и вот почему...
Cогласно законодательству, список должен отвечать следующим требованиям:
- не более 70% кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций;
- не менее 15% в кандидатов до 35 лет, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов;
- не менее 15% кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов;
- не менее 2 кандидатов – лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 50 кандидатов.
Данные требования, вроде бы, дают большие преференции молодежи, женщинам, представителям всех этнических групп. Однако если посмотреть на требования исходя из того, что согласно Конституции любая партия не может занимать более 65 мест в парламенте, ясно, что каждая партия дает молодежи 5 мест, людям не «титульной» этнической группы 5 мест, ЛОВЗ – 1 место и 16-17 мест женщинам.
Лишнее местечко
После выборов кандидат может подать письменное заявление о выходе из списка кандидатов. При этом нормы, касающиеся замены депутатов согласно полу (если сдает полномочия женщина-депутат, то на ее место приходит женщина), применимы только к случаям сложения полномочий депутатами, а не выхода из списка кандидатов.
Поэтому, как бы цинично это не звучало, партии очень ценят молодых женщин, представляющих «нетитульные» этнические группы, которые закрывают 3 позиции, а после выборов пишут заявление о выходе из списка кандидатов.
Не на пустом месте
Данные скандалы и проблемы, обострившиеся дискуссии обнажают ряд проблем самой партийной системы Кыргызстана и партий.
Во-первых, всем стало понятно, что партии, в большинстве случаев, необходимы для прохождения в парламент – и только. Списки были сданы в последние минуты, потому что до последнего велись споры о местах в списках. Все хотели быть как можно выше, причем все понимали – кто реальный кандидат, а кто включен для соответствия требованиям по квотам или для привлечения избирателей во время избирательной компании.
Во-вторых, партии исчезают и появляются очень быстро, и мало кто доживает до вторых, в своей истории, выборов.
Имеющая на сегодняшний день 38 мандатов (самая крупная фракция) партия СДПК вообще не пошла на выборы, а немногочисленные сторонники Алмазбека Атамбаева идут на выборы под знаменем партии «Социал-демократы» и имеют очень малые шансы на прохождение барьера в 7%.
Депутаты от фракции СДПК идут в основном от партий «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан».
Что касается следующей по численности фракции – «Республика-Ата-Журт», то партия «Республика» идет на выборы, а партия «Ата-Журт» – нет. Так же, как и партия «Онугуу-Прогресс», которая заняла 4-ое место на предыдущих выборах. Занявшая 3-е место и сейчас судящаяся с ЦИК партия «Кыргызстан» внесла списки 14 из 18 депутатов своей фракции.
Занявшие на выборах 2015 года последние места партии «Бирбол» и «Ата-Мекен» представили кардинально новые списки кандидатов. Партия «Ата-Мекен» являющаяся социалистической даже поставила на первое место в списке кандидатов лидера Кыргызской Либеральной Демократической Партии. Кстати, тоже красноречивый факт касательно текущей политической культуры и состоянии партийной системы Кыргызской Республики.
Ну и последнее, все эти скандалы, суды, новые лица партии все лишь поднимает рейтинги парламентских выборов, которые вторичны для серьезных политических кланов.
Ставка на лидера
Все ждут 2023 года – выборов нового президента, истинного вершителя судеб в якобы парламентской республике. Именно президент контролирует Государственный Комитет Национальной Безопасности (ГКНБ) и Генеральную Прокуратуру. И, исходя из того, что был отменен срок давности за коррупционные преступления, имеет инструменты прямого влияния на многих политиков.
Так как по законодательству президент не может баллотироваться на второй срок, то борьба за власть началась уже сейчас. И парламентские выборы, которые пройдут 4 октября, покажут стартовые позиции политических кланов в борьбе за кресло президента.
Все лидеры партии стоят перед выбором либо договариваться с текущей властью, либо уже четко обозначать свою оппозиционность (что чревато), либо же, закрепившись в парламенте, затаится до 2023 года и участвовать в закулисных переговорах.
Молодые люди, которые участвуют в ночных просмотрах видео в здании ЦИКа, митингах у судов и идут в парламент с целью провести радикальные реформы в кратчайшие сроки, вполне вероятно, просто второстепенные участники большой политической игры, тогда как реальные политические тяжеловесы уже выстраивают свою линию игры на 2023 год.
Правила комментирования
comments powered by Disqus