90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Интеграция на службе здоровья: уроки пандемии

Интеграция на службе здоровья: уроки пандемии

Пандемия коронавируса выявила различия между постсоветскими государствами в отношении особенностей их систем здравоохранения, специфики принятия решений властями по поводу карантинных мер. Каждое пытается защититься доступными средствами, включая оказание и принятие помощи от других стран, а также задействуя работу имеющихся интеграционных механизмов.

К примеру, Казахстан подписал соглашение с Россией о выделении ему гарантированного объема российской вакцины «Спутник V» после прохождения всех испытаний. Уже несколько месяцев Россия оказывает содействие своему ближайшему партнеру в борьбе с коронавирусом по линии федеральных министерств и ведомств, региональных властей, инициатив НКО.

Об этом говорили известные казахстанские эксперты на прошедшем онлайн-заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Интеграция на службе здоровья: как коронавирус повлиял на добрососедство и взаимовыручку стран и народов Евразии».

Россия оказала гуманитарное содействие более 40 государствам в борьбе с COVID-19. Однако эксперты считают, что наиболее кстати помощь пришлась странам Центрально-Азиатского региона, а именно партнерам по ЕАЭС – Казахстану и Кыргызстану, а также Узбекистану, являющемуся в организации наблюдателем. В эти страны поехали российские врачи, что особо ценно. Медицина – это не только наука и бизнес, но и гуманизм. Есть и еще один вид помощи, которая в СМИ не упоминается. Это вклад российских друзей, знакомых, родственников, которые отправляли в Центральную Азию почтой лекарства, когда здесь был их дефицит. Вероятно, объемы этой помощи достаточно большие, просто они нигде не зафиксированы, так как осуществлялись в частном порядке.

«Обсуждая вопросы интеграции, находящейся на службе здоровья, я бы сделал акцент на многосторонние и двусторонние схемы сотрудничества, – говорит профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев. – В ситуации, с которой мы столкнулись, такое сотрудничество есть, и оно работает. Казахстан получает существенные объемы гуманитарной помощи от большого количества партнеров. Важно, что помощь идет в прагматическом формате. Россияне начали направлять к нам своих врачей тогда, когда у них ситуация стабилизировалась, а у нас стала кризисной. Хороший формат помощи был продемонстрирован на межрегиональном уровне. Некоммерческие организации из Астрахани, Саратова, Екатеринбурга, Уфы, других российских городов отправляют в казахстанские регионы посильные гуманитарные грузы в рамках акции «ДоброСоседство»».

По мнению директора Института мировой экономики и международных отношений Акимжана Арупова, что касается гуманитарной помощи, ее иногда воспринимают как игру дипломатии, «мягкую силу». Тем не менее она была необходима, и оказали ее вовремя, и даже более нужна была со стороны партнеров методологическая поддержка. «Остается выразить надежду, что пандемия придаст новый импульс углублению сотрудничества в рамках ЕАЭС», – заявил он.

«Те, кому нужна помощь, воспринимают приходящие грузы из других стран с радостью, неважно, из какой страны они поступили», – со своей стороны, подчеркнул Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований China Center.

Тема дискуссии была определена, в том числе и как политический феномен гуманитарной помощи. Ситуация с медициной, которая является наукой трансдисциплинарной, требует анализа не только со стороны профильных специалистов, но и политологов, экономистов. Потому что медицина – это отрасль экономики, а вопросы здравоохранения в условиях пандемии оказались политизированы. Несколько раз поднимался вопрос о том, чтобы была общая и синхронная вакцинация в странах ЕАЭС, раз уже существует общий рынок труда.

«Нет смысла вакцинировать людей только в Москве, если завтра туда приедут люди из Бишкека или Еревана, – подчеркнул А. Арупов. – Надо вакцинировать всех, а расходы государства должны взять на себя. Это не та ситуация, на которой нужно делать бизнес».

«Сейчас необходимо использовать интеграционные механизмы для дальнейшего вывода фармацевтики и медицинских услуг на особый уровень, так как это влияет на здоровье граждан», – считает старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право» Алматы Менеджмент Университета Александр Губерт.

Любой кризис несет как негативные последствия, так и серьезный позитив. В рамках ЕАЭС ранее было слабо выражено сотрудничество в сфере здравоохранения. «Сейчас благодаря пандемии начались положительные сдвиги, – уверена профессор Казахстанско-Немецкого университета сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии Ирина Черных. 

– Недавно было принято несколько совместных программ и планов действий стран-членов в рамках ЕАЭС. В соответствии с этими документами выработаны единые санитарно-эпидемиологические требования по транспортным и зеленым коридорам, перемещению людей. Известно, что есть Комплексный план мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в котором озвучен целый ряд мер. Это обмен информацией, реализация согласованного алгоритма реагирования на вспышки инфекционных заболеваний, совместная разработка рекомендаций по проведению лабораторных исследований.

Также в связи с пандемией впервые стали говорить о проведении совместных учений специалистов профильных организаций для реагирования на вспышки не только коронавируса, но и в перспективе других возможных инфекционных заболеваний. Речь идет и о проведении совместных научных исследованиях по обеспечению доступа к качественным, безопасным, эффективным диагностическим средствам и вакцинам, а также техническим средствам для противодействия инфекционным заболеваниям. Но пока это только план. Вопрос в том, как он будет реализовываться и насколько эффективным станет сотрудничество в этой сфере».

Об уровне взаимодействия между странами ЕАЭС в условиях пандемии рассуждал заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергей Козлов. «Критики Союза, как всегда, говорят, что сегодня недостаточно проявилась интеграция, – констатировал он. 

– Но возникает вопрос: а что хотели в данной ситуации? Какие есть документы, полномочия у  ЕЭК, чтобы интеграционные механизмы проявили себя более эффективно? Ведь эти же критики всегда настаивали на том, чтобы ни в коем случае наднациональные органы управления не получили каких-либо «сверхполномочий», чтобы они не могли никак «вмешиваться в национальную экономическую политику» и т. д. А когда возникли проблемы с дефицитом медикаментов, который мы недавно наблюдали, они же говорили, что ЕАЭС не может наладить нужный механизм взаимопомощи».

Однако происходящее, по мнению эксперта, все же дало толчок к изменениям в деятельности ЕАЭС. Наверняка Союз в будущем станет реагировать более эффективно и действенно во взаимопомощи между его членами. «Насколько мне известно, изменения внутри руководящих структур ЕАЭС в этом направлении уже происходят», – убежден С. Козлов.

«Специфика ситуации заключается, в частности, в том, что все последние значимые эпидемии XXI века, вызванные вирусами H1N1, H5N1, вирусом Эбола и другими, обошли евразийские страны стороной, – заметила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева. – Отсутствие опыта социального поведения в условиях эпидемии стало одним из факторов, способствовавших росту заболеваемости населения».

Эксперт во время своего выступления обратила внимание на два момента. Во-первых, на правительственном уровне страны по-разному оценили риски и угрозы, проистекающие от COVID-19, и, соответственно, выбрали разнящиеся тактики борьбы с угрозами. Во-вторых, ситуация форс-мажора стимулировала не столько коллективные действия, сколько активизировала сотрудничество на двустороннем уровне.

В то же время неверным будет утверждать, что ЕЭК осталась безучастной к происходящим изменениям. Ряд важных решений, нацеленных на оперативное реагирование, уже принят, и в настоящий момент продолжается работа над новыми совместными мерами. Среди оперативно принятых решений – запрет на вывоз из стран ЕАЭС отдельных видов продовольственных товаров, расширение перечня товаров, освобожденных от ввозной таможенной пошлины, и т. д.

«Первые решения были приняты еще в марте, что свидетельствует о способности ЕЭК оперативно выполнять приемлемые для всех участвующих сторон задачи, – подчеркнула Л. Каратаева. – Другой вопрос, что предпринимаемые на уровне ЕАЭС действия остаются «за кадром», то есть вне фокуса общественного внимания. В то же время интернет-СМИ пестрят заголовками: «ЕАЭС залихорадило», «ЕАЭС на паузе», «Сможет ли ЕАЭС пережить коронавирус?» и т. п. Такой несбалансированный информационный фон негативно сказывается на имидже Союза».

Еще одним фактором, снижающим в глазах общественности значимость принимаемых коллективных решений, по мнению Л. Каратаевой, является то, что они в основном нацелены на поддержание макроэкономической стабильности, в то время как наиболее «видимыми» для населения стран-участниц становятся решения, обеспечивающие их личную безопасность. В условиях пандемического кризиса это в первую очередь средства защиты, медикаменты и медицинская помощь.

Такие действия, безусловно, предпринимаются, но на уровне двусторонних отношений. Пока принятые решения ориентированы на преодоление текущего кризиса и имеют ситуативный, ограниченный во времени характер. Задел на будущее виден только в решениях о выстраивании стратегических коммуникаций в санитарно-эпидемиологической сфере и здравоохранении.

«Процесс борьбы с коронавирусом создал новое поле возможностей по взаимодействию евразийских государств, – сказал профессор Р. Бурнашев. – Но Договор о ЕАЭС не создает достаточных условий для сотрудничества в области медицинских исследований, делая акцент исключительно на прагматику экономического сотрудничества. К сожалению, нынешняя ситуация показывает, что в критические времена мы не пользуемся всеми возможностями, которые нам могло бы дать более широкое многостороннее сотрудничество».

В свою очередь, советник директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Мадина Нургалиева уверена, что в настоящее время можно говорить о том, что появилась новая грань интеграционных процессов – медицинская. «Причем с точки зрения международных отношений это очень удачная, безошибочная, безболезненная интеграция, – подчеркнула она. 

– Ради всеобщего здоровья все друг с другом будут завязывать контакты. Думаю, что начало положит интеграция медицинских информационных систем. Помимо привычного официоза, возникла простая человеческая комплиментарность. Когда зарубежные врачи приезжают в другое государство, допустим, из России в Казахстан, то всегда положительно отзываются о работе своих коллег и в целом о принимающей стороне. Это активно освещается в информационном пространстве».

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
1,1%

населения Кыргызстана владеют английским языком

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30