Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил официальный визит в Ташкент 13 июня 2013 года, который ожидался стать прорывом в узбекистано-казахстанских отношениях. В ходе визита два государства подписали Договор о стратегическом партнерстве. Это событие действительно можно считать прорывом в двусторонних отношениях между двумя государствами, которые до недавнего времени воспринимались как конкуренты за региональное лидерство в Центральной Азии. В то время как Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали беспрецедентный договор "о вечной дружбе" в конце 1990-х годов, узбекско-казахская дружба всегда была хрупким и вряд ли вечным. Изменит ли новый договор статус-кво в Центральной Азии?
ФОН: Казахстан и Узбекистан являются двумя ключевыми странами Центральной Азии и их двусторонние отношения в значительной степени предопределяют региональный статус-кво. Оба управляются сильными авторитарными лидерами - в Казахстане Назарбаев и Ислам Каримов в Узбекистане - которые с момента обретения независимости в 1991 году неизменно оставались у власти в своих странах. Региональные вопросы в Центральной Азии и двусторонние отношения между Казахстаном и Узбекистаном зависят в большей степени от личной воли и амбиций двух президентов, которые часто сочетаются с личной конкуренцией и недоверием, с декларативными призывами к региональному сотрудничеству.
В январе 1997 года президенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана подписали договор с беспрецедентным названием "О вечной дружбе". Этот документ в принципе означает гораздо больше, чем любое другое соглашение о стратегическом партнерстве с любой другой великой державой. Договор подчеркивает, что три страны являются братскими и дружественными государствами. В статье 2 Договора говорится, что подписавшие будут развивать сотрудничество, поддерживая друг друга, прежде всего в вопросе, связанного с предотвращением угрозы независимости, суверенитету и территориальной целостности. В статье 3 упоминаются совместные меры защиты от военного вторжения одной из сторон. В статье 4 утверждается, что стороны, подписавшие Договор, будут координировать свои позиции по региональным и глобальным вопросам. По большому счету, дух и буква Договора «О вечной дружбе" на самом деле описывает стратегическое партнерство, союз и стратегию интеграции. В 2005 году Назарбаев даже заявил, что этот Договор может служить прочной основой для будущего регионального объединения.
Тем не менее, история Центральной Азии после обретения независимости подразумевала скорее дифференциацию, чем сближение региональной и международной политики двух центрально-азиатских стержневых стран, иллюстрируя, что они не смогли стать настоящими лидерами региона. В самом деле, большинство наблюдателей общего регионального развития в Центральной Азии и международных тенденций в политике Казахстана и Узбекистана, утверждают, что они борются за лидерство и престиж, но не берут на себя ответственность за объединение усилий.
Утверждения об этой конкуренции достигли своего пика в марте 2010 года, вынудив Назарбаева и Каримова привнести больше ясности в отношении «мифа соперничества». Назарбаев затем заявил в ходе визита в Ташкент: «Нет никаких противоречий между нашими странами ... никаких столкновений, никакого первенства – все это выдумки... У нас достаточно политической воли и понимания, чтобы предотвратить это». Тем не менее, некоторые аналитики расценили сближение между Казахстаном и Узбекистаном в качестве временного стратегического обмена: Узбекистан согласился, что Казахстан - тогдашний председатель ОБСЕ - проведет саммит ОБСЕ в Астане, а Казахстан заявил о своей поддержке позиции Узбекистана в отношении водных проблем в Центральной Азии и относительно строительства гидроэлектростанций на Сыр-Дарье и Аму-Дарье Кыргызстаном и Таджикистаном соответственно.
Разрыв между многовекторной политикой Казахстана и приверженностью Узбекистана двусторонней внешнеполитической концепции стал еще одним фактором, препятствующим их способностям к региональному лидерству. Это расхождение, наконец, привело к ситуации, в которой две ключевые страны Центральной Азии снизили свою особую ответственность по региональным вопросам. В конце концов, Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС) - уникальная структура региональной интеграции - прекратила свое существование в 2005 году по инициативе Астаны и Ташкента.
Последствия: вновь установленное стратегическое партнерство Узбекистан-Казахстан является, поэтому, значительным продвижением. Само подписание такого документа является сильным сигналом, отражающим переломный момент в региональных делах. Действительно, явные и неявные трения между Астаной и Ташкентом постоянно препятствовали реальному прогрессу не только в двусторонних, но и в региональных отношениях. Для того, чтобы отношения между Казахстаном и Узбекистаном действительно стали стратегическими, они должны быть всеобъемлющими и охватывать все важные сферы. Стратегическое партнерство должно быть выковано в различных направлениях: дипломатическом, экономическом, военном, культурном и так далее.
С этой точки зрения, с одной стороны, годовой торговый оборот между двумя странами достиг впечатляющего уровня в более чем 2 млрд. долларов США. В настоящее время функционируют сотни совместных казахстанско-узбекских компаний на территории Казахстана и Узбекистана. Однако, с другой стороны, внешняя политика двух государств основываются на противоречивых принципах. Астана придерживается так называемой многовекторной политики и провозгласила стратегию "Путь в Европу". Ташкент вместо этого придерживается двусторонней политики. Казахстан является членом ОДКБ, от которого Узбекистан отказался в декабре прошлого года. Позиция Назарбаева в отношении Афганистана после 2014 года, по его последним заявлениям, относительно спокойная и он, кажется, не очень обеспокоен относительно возможности усугубления ситуации в регионе после вывода международных сил из Афганистана. Каримов, наоборот, крайне обеспокоен возможностью распространения экстремистской и террористической деятельности из территории Афганистана в Центральную Азию после 2014 года.
По большому стратегическое партнерство должно проявляться, прежде всего, когда речь идет о региональных делах в Центральной Азии. Только наличие четкого регионального измерения может быть реальной лакмусовой бумажкой для стратегического партнерства между Казахстаном и Узбекистаном. Каждое из этих государств Центральной Азии установило стратегические отношения с США, Россией и другими великими державами, но их собственное здравое стратегическое партнерство должно быть направлено на Центральную Азию в качестве приоритета.
Например, Узбекистан не должен стремиться, чтобы Казахстан стал стратегическим партнером против Кыргызстана и Таджикистана для того, чтобы оказывать давление на них, чтобы не допустить строительства плотины на реках Сыр-Дарья и Аму-Дарья. Скорее он должен использовать этот высокий уровень сотрудничества для сближения с этими малыми странами верховья, чтобы найти общее решение для проблемы с плотинами.
Принимая во внимание Договор "о вечной дружбе" и предыдущие активы регионального сотрудничества между всеми странами Центральной Азии, накопленные с 1991 года (дата получения независимости) до 2005 года (дата закрытия ЦАС), Соглашение о стратегическом партнерстве могло фактически быть заключенным между всеми ними, а не только между Казахстаном и Узбекистаном. Тем не менее, после 2005 года события в регионе выявили новые разделы: между двумя странами верховья и тремя странами низовья, между сильными и слабыми странами и т.д. В этих условиях, Казахстан и Узбекистан проявляют себя как наиболее стабильные, сильные и ключевые страны Центральной Азии. Кроме того, они являются наиболее консервативными. Их два лидера - Назарбаев и Каримов – привели региональный процесс в тупик в 2005 году, когда они решили объединить ОЦАС с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество). Следовательно, Астана и Ташкент должны взять на себя новую ответственность за восстановление ЦАС и повторно инициировать процесс региональной интеграции.
ВЫВОДЫ: Поднятие уровня двусторонних отношений между Казахстаном и Узбекистаном в формате стратегического партнерства будет серьезным вызовом и отличной возможностью для обеих стран. В то же время, эта новая тенденция неизбежно будет иметь далеко идущие последствия для всей Центральной Азии. Отныне в целом отношения между двумя ключевыми странами Центральной Азии - Казахстаном и Узбекистаном - будут вынуждены флуктуировать в пределах треугольника: конкуренции; стратегическим партнерством и вечной дружбой. Какие тенденции будут преобладать - будет зависеть от того, как эти два государства определят свои национальные интересы и свою идентичность в регионе и в мире.
Национальные интересы определяются на основе абсолютного суверенитета, как это было до сих пор, оживят конкуренцию за лидерство в Центральной Азии. Национальные интересы, выработанные в долгосрочной перспективе за счет преимущества согласованной политики, особенно в сфере безопасности, будут предусматривать стратегическую перспективу партнерства. Национальные интересы, определенные на основе признания общих ценностей и идентичности вернут Договор «О вечной дружбе» в качестве основного двигателя отношений.
Стратегическое партнерство неизбежно потребует, чтобы Астана и Ташкент пересмотрели свои принципы внешней политики и доктринальные положения, поскольку государствам, стремящимся быть стратегическими партнерами по существу, нужны общие международные позиции. Их внешняя политика должна отражать нечто другое, чем то, что лорд Пальмерстон однажды сформулировал, а именно, что страна не имеет ни вечных друзей, ни вечных врагов, а есть только вечные интересы. Через недавно установленное стратегическое партнерство, Казахстан и Узбекистан должны продемонстрировать, что они никогда не будут врагами, что их интересы взаимосвязаны, и что их дружба основана на общей идентичности и, следовательно, вечна.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Узбекистан и Казахстан: конкуренты, стратегические партнеры или вечные друзья?
Показать все новости с: Нурсултаном Назарбаевым , Исламом Каримовым
Материалы по теме:
-
Клан Назарбаева в бегах? Семья экс-президента Казахстана исчезла из налоговой базы страны
-
Почему Путин впервые не поздравил Казахстан с "Днем незалежности"
-
Центральная Азия. Новейшая история: главные события недели, 16–22 декабря 2024
-
-
«Вербовка мигрантов на войну»: куда...
25.01.2023 07:58
-
Кто шпионит за Центральной Азией?
22.08.2023 16:00
-
-
Встреча Путина и Токаева. Геополитический разворот Казахстана?
-
Геометрия хаоса: чем рискует Центральная Азия после падения Сирии?
-
Выходцы из Центральной Азии атакуют Сирию в рядах боевиков-исламистов
-
Азербайджан в ЕАЭС? Можно обсудить…
-
24 коммунистических партий выступили против попыток запретить коммунистическую идеологию и советскую символику в Центральной Азии
-
Главные новости за 22 октября 2024: в Казахстане возник дефицит бензина, а 120 тысяч граждан Таджикистана внесли в список нарушителей российских законов
-
«Туркестанский фронт»: против кого намерена дружить Анкара, сколачивая коалицию?
Досье:
Маликов Кадыр Курманбекович
Директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика»
Перейти в раздел «ДОСЬЕ»Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
47-е
место занимает Узбекистан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»
Правила комментирования
comments powered by Disqus