90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан: возможна ли «равноприближенность» к России и США?

16.08.2013 12:01

Политика

Таджикистан: возможна ли «равноприближенность» к России и США?

Россия все еще является главным экономическим партнером Таджикистана, но, учитывая темпы роста его торговли со странами Азии и продолжающуюся транспортную блокаду со стороны Узбекистана, это положение не может быть вечным. В скором будущем Душанбе предстоит определиться: войдет ли он в Таможенный союз, или его главным экономическим партнером будет Китай и другие страны региона. Правда, сохранить суверенитет во втором случае будет сложно.

 Неожиданный визит в Москву президента Таджикистана Эмомали Рахмона 1 августа вызвал у аналитиков массу вопросов. Ключевые проблемы российско-таджикских отношений – ратификация соглашения о пребывании в республике 201-й российской военной базы, модернизация таджикской армии, трудовая миграция, наркотрафик и строительство ГЭС – на переговорах с президентом России Владимиром Путиным были затронуты, но видимого решения пока не получили. Создается ощущение, что Москва и Душанбе взяли тактическую паузу, выжидая, в каком направлении будет развиваться ситуация.

Судя по всему, визит таджикского президента в Москву заранее не планировался и потому для большинства обозревателей оказался неожиданным. Осенью этого года в Таджикистане должны состояться президентские выборы и Э. Рахмону в условиях непростой внутренней и внешней обстановки необходимо было заручиться поддержкой Москвы. Этим объясняется и внезапный характер визита, и широта затронутой тематики, и отсутствие конкретных результатов практически по всем пунктам переговоров. При этом помимо Москвы Э. Рахмон активно пытается заручиться поддержкой Вашингтона, который, несмотря на анонсированный в 2014 г. уход из Афганистана, вовсе не собирается полностью покидать Центральную Азию.

Военная тематика в связи с предстоящим свертыванием присутствия США в Афганистане приобретает особое значение. Россия заинтересована в продлении срока присутствия своей 201-й военной базы в Таджикистане, так как в случае обострения ситуации в регионе она окажется единственным заслоном на пути талибов и других исламистских формирований. 5 октября прошлого года во время визита в Душанбе В. Путина было подписано соглашение о том, что база будет находиться в Таджикистане до 2024 г., хотя изначально Москва настаивала на более длительном периоде. Российский парламент соглашение ратифицировал, а таджикский – нет. На последних переговорах Э. Рахмон пообещал, что это произойдет осенью.

Переговоры по поводу продления срока пребывания российской военной базы, который заканчивается в 2014 г., идут уже давно. На данный момент на 201-й базе расквартирован самый многочисленный российский военный контингент за пределами РФ. Подразделения базы в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе насчитывают около 6 тыс. военнослужащих. База играет ключевую роль в обеспечении военной безопасности России и других стран ОДКБ на афганском направлении. В начале сентября прошлого года тогдашний президент России Д. Медведев во время визита в Душанбе, как казалось, договорился со своим таджикским коллегой о том, что в первом квартале 2012 г. соглашение по 201-й базе будет продлено на 49 лет. Однако договор не подписан до сих пор. В соответствии с соглашением 2004 г. 201-я база дислоцируется в Таджикистане практически на безвозмездной основе. Вот уже несколько лет в таджикских СМИ идут разговоры о том, что размещение столь крупного и важного для России объекта должно соответствующим образом оплачиваться. В качестве цены мелькала сумма в 300 млн. долл. ежегодно, которая, конечно, является запредельной. За авиабазу в Манасе, например, США платят Киргизии 60 млн. долл.

Нерешенным остается и вопрос размещения российской авиационной группировки в расположенном недалеко от Душанбе аэропорту Айни, реконструированном за счет Индии. По замыслу авиагруппа должна была усилить 201-ю базу и обеспечить авиационное прикрытие в случае обострения ситуации на таджикско-афганской границе. Однако Душанбе по вопросу передачи Айни в пользование России хранит молчание. Зато местные СМИ стали часто писать о том, что на аэродроме желают разместиться американцы, которые в связи с уходом из Афганистана создают тыловые базы в Центральной Азии. По мнению аналитиков, не прочь заполучить на своей территории базу США и нынешнее руководство Таджикистана. От этого шага Душанбе удерживает членство в ОДКБ, участники которой не могут размещать у себя базы иностранных государств без согласия других членов организации. Сдерживающим фактором является и позиция Москвы, где не в восторге от перспективы появления еще одной базы США на южных рубежах России.

Аналогичным образом складывается ситуация с перевооружением таджикской армии. Россия в ноябре прошлого года пообещала выделить 1,5 млрд. долл. на модернизацию вооруженных сил Киргизии и Таджикистана. В начале ноября газета «Коммерсантъ» сообщила о планах предоставления значительной российской военно-технической помощи вооруженным силам Киргизии и Таджикистана. Новость об этом появилось вскоре после того, как стало известно о планах США оставить значительную часть вывозимой из Афганистана военной техники и снаряжения странам Центральной Азии. Большая часть из обещанных Москвой средств предназначалась Бишкеку. По данным «Коммерсанта» эта сумма должна была составить 1,1 млрд. долл., а выделенная Душанбе – около 200 млрд. долл. Еще 250 млн. долл. Таджикистан должен был получить в результате отказа России от взимания пошлин на горюче-смазочные материалы. Министр обороны РФ С. Шойгу на переговорах 1 августа сообщил, что до 2025 г. Таджикистану может быть выделено 150–200 млн. долл., причем программа перевооружения рассчитана на три этапа: 2013-2015, 2015-2020 и 2020-2025 годы и требует еще некоторой доработки. «В целом программа готова, – отметил он. – Часть имущества и техники передана на безвозмездной основе, другая часть программы оценивается».

Одновременно в Душанбе обсуждается возможность оказания военной помощи со стороны США. 30 июля Э. Рахмон принял командующего Центральным командованием США Ллойда Остина III, обсудив с ним «вопросы сотрудничества двух стран в сферах обороны и региональной безопасности, особенно в деле укрепления мира и стабильности в Афганистане и предотвращения угрозы распространения терроризма и экстремизма». Среди главных тем переговоров – материально-техническая поддержка американцами таджикской армии и других силовых структур, включая пограничников, положение которых может заметно осложниться уже в следующем году. До визита в Душанбе Ллойд Остин III успел посетить Узбекистан, где также обсуждались вопросы национальной безопасности.

Военную помощь Таджикистану и другим странам региона американцы оказывали и ранее. О намерении разместить в Центральной Азии и Пакистане подразделения американского спецназа сообщалось еще в сентябре 2009 г. Пентагон планировал тогда ввести мобильные группы спецназа на территорию всех пяти государств Центральной Азии, где они должны были охранять Северную сеть поставок для войск НАТО в Афганистане. В августе 2010 г. стало известно о планах США по возведению военных объектов на территории всех государств региона. Фонд по борьбе с наркотиками Центрального командования США заявил о намерении выделить свыше 40 млн. долларов на создание военно-тренировочных центров в Оше (Кыргызстан) и Каратоге (Таджикистан), кинологического центра и вертолетного ангара под Алматы (Казахстан), а также обустройство пограничных КПП в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

В ноябре 2012 г. стало известно, что в рамках первого этапа реализации проекта по оснащению системами связи силовых структур США выделили Таджикистану около 2 млн. долл. Приобретенное в рамках этого проекта оборудование передано министерствам обороны, внутренних дел, управлению пограничных войск, таможенной службе и комитету по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, на таджикско-афганской границе были открыты два пограничных поста, построенных при помощи США. Российские пограничники оставили таджикско-афганскую границу в 2005 г., и с тех пор ее оснащением фактически занимаются американцы.

Стремление Душанбе лавировать между крупными державами, получая при этом максимум выгоды, имеет и экономическое измерение. По данным за первое полугодие этого года, объем торговли Таджикистана со странами СНГ сократился на 5%, составив 995 млн. долл., в то время как торговля со странами дальнего зарубежья увеличилась на 11%, превысив 1,5 млрд. долл. В итоге доля товарооборота с республиками бывшего СССР, как отмечает Deutsche Welle, впервые за время независимости достигла минимального уровня в 39%. На падение двухстороннего товарооборота во время переговоров 1 августа обратил внимание и В. Путин, правда, объяснивший это общемировой конъюнктурой.

Россия все еще является главным экономическим партнером Таджикистана, но, учитывая темпы роста его торговли со странами Азии и продолжающуюся транспортную блокаду со стороны Узбекистана, это положение не может быть вечным. В скором будущем Душанбе предстоит определиться: войдет ли он в Таможенный союз, или его главным экономическим партнером будет Китай и другие страны региона. Правда, сохранить суверенитет во втором случае будет сложно.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Владимиром Путиным , Эмомали Рахмоном

16.08.2013 12:01

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Эркингуль Бекбачаевна Иманкожоева

Иманкожоева Эркингуль Бекбачаевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

$3,65 млрд

государственный долг Кыргызстана на конец 2014 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30