Евразийская экономическая комиссия рассмотрела вопрос о предоставлении Узбекистану статуса наблюдателя при ЕАЭС. Окончательное решение остается за главами государств альянса.
В случае получения статуса наблюдателя Узбекистан, в соответствии с договором о ЕАЭС, сможет присутствовать по приглашению на заседаниях органов союза без права участия в принятии решений и получать принимаемые документы неконфиденциального характера. Государство, имеющее статус наблюдателя, обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и стран-участниц. Сейчас такой статус имеет Молдова.
Как отмечают в пресс-службе ЕЭК, официальный Ташкент в последние годы расширяет двустороннее сотрудничество со странами Евразийского экономического союза. Так, в 2016-2019 годах общий товарооборот республики с государствами, входящими в альянс, вырос на 60% – до 8,4 млрд долларов. Сегодня доля внешней торговли Узбекистана с ЕАЭС составляет 30%, а объем экспорта сельхозпродукции превышает 75%.
Идем туда, где хорошо
В июне 2019 года глава республики Шавкат Мирзиёев заявил, что стране при принятии решения по поводу вступления в ЕАЭС нужно проанализировать все плюсы и минусы. В январе этого года узбекский лидер уточнил, что вопрос вступления Узбекистана в процессы евразийской интеграции должен быть всесторонне изучен в Олий Мажлисе.
Кабинет министров изучил 16 крупных отраслей экономики страны в плане экономической интеграции. Были изучены заключения экспертов по крупным отраслям экономики и промышленной политики, упорядочению таможенной тарификации и внешней торговой политики, трудовой миграции, стандартизации и ветеринарии, санитарному и фитосанитарному контролю и другие вопросы. В начале марта правительство решило внести на рассмотрение обеих палат узбекского парламента предложение об участии страны в ЕАЭС в качестве наблюдателя.
29 апреля возможность сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС в статусе наблюдателя одобрили депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса. 11 мая сенаторы верхней палаты парламента большинством голосов также дали добро на сотрудничество республики с Евразийским экономическим союзом. Спикер сената Танзила Нарбаева назвала решение «важным вопросом, связанным с социально-экономическим развитием Узбекистана».
«Участие Узбекистана в деятельности Евразийского экономического союза продиктовано прагматизмом и практической пользой для страны», – заявил в недавнем интервью правительственной газете «Правда Востока» директор Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при президенте РУ Элдор Арипов. По его словам, Ташкент все охотнее вовлекается в разные глобальные и региональные платформы, если видит в этом практический смысл. Именно поэтому власти страны пересмотрели отношение к альянсу соседей. При этом эксперт отметил, что республика пересмотрела свое отношение не только к ЕАЭС, но и к многосторонним структурам в целом. Э. Арипов напомнил, что в активной фазе сейчас находятся переговоры по вступлению РУз в ВТО, а в 2019 году страна присоединилась к Совету сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет).
Большинство экспертов говорят, что получение статуса наблюдателя при ЕАЭС даст Узбекистану возможность «увидеть организацию изнутри» и оценить свою выгоду. Статус наблюдателя – эта такая, образно говоря, лазейка, когда «обещать – не значит жениться». На это и делают ставку узбекские власти. При этом с политической точки зрения Ташкент поступил совершенно верно. Он подтвердил курс на стратегическое партнерство с Москвой в рамках договора о союзнических отношениях между Узбекистаном и РФ, который был подписан еще в 2005 году.
Выход на новый уровень
Узбекистан – важный элемент пазла, которого не хватает в ЕЭАС. Вступление республики с почти 33-миллионным населением сделает евразийский альянс еще более значимым мировым игроком с объединенным рынком в более 200 млн человек. Для Узбекистана – это решение проблем экспортеров сельхозпродукции, открытие новых рынков сбыта, признание трудовых мигрантов, которых только в РФ белее 2 млн человек. 70% его товарооборота приходится на Россию и страны ЕАЭС. Увеличивать еще больше объем торговли мешают препятствия экономического характера, одним из сдерживающих факторов является отрицательное сальдо узбекского товарооборота со странами ЕАЭС.
«Узбекистану нужны как воздух технологии, квалифицированные кадры, огромные инвестиции, миллионы рабочих мест и гарантированные рынки сбыта. В этих условиях, когда невозможно самостоятельно вытащить страну из состояния застоя, экономическая целесообразность является решающим фактором при выборе правильного курса страны. Поэтому очевидно, что Узбекистан в конце концов вступит в ЕАЭС», – уверен политолог Ахмет Бурханов.
По мнению аналитика, если бы пандемия коронавируса не вмешалась в ход истории, вопрос о присоединении к Евразийскому союзу уже был бы решен. «Июньская встреча в Москве президентов России и Узбекистана (если бы состоялась. – Авт.) была бы сенсационной. В связи с негативными процессами в экономике и нежелательностью вступления в союз перед президентскими выборами в Узбекистане (они намечены на декабрь 2021 г. – Авт.) решено отложить начало процесса. В любом случае вопрос вступления Узбекистана в ЕАЭС, на мой взгляд, является решенным. Так или иначе, республика войдет в состав союза в 2022 или в 2023 году», – прогнозирует эксперт, особо отмечая, что экономика государства нуждается в реанимационных мерах и огромных вложениях и чем раньше, тем лучше.
К слову, внешнеторговый дефицит страны за последние три года вырос более чем в 4,2 раза – с 1,5 млрд долларов в 2017 году до 6,4 млрд долларов в 2019-м. Быстрорастущий внешнеторговый дефицит, оказывающий давление на национальную валюту, увеличивает дефицит государственного бюджета, а это уже является серьезным вызовом для экономики. Рост внешней торговли непосредственно связан с инвестициями. Как отмечают эксперты, среднегодовой объем осваиваемых инвестиций в стране остается на уровне 2-2,5 млрд долларов, что ниже среднего показателя по странам с переходной экономикой (3,4 млрд долларов), а также отдельных стран СНГ (Казахстан – $15-20 млрд, Азербайджан – $5-8 млрд, Беларусь – $3-6 млрд).
Еще одной перспективой вступления в ЕАЭС станет возможность корректировки потока инвестиций в республику. В этом уверен независимый эксперт Бахтиёр Алимджанов: «Будут открыты совместные промышленные предприятия и улучшена инфраструктура республики. Финансовые институты ЕАЭС профинансируют инновационные проекты».
Население в большинстве своем поддерживает вступление страны в Союз. Об этом свидетельствуют данные нового социологического опроса, который проводился в мае этого года Центром экономических исследований и реформ. За присоединение к ЕАЭС выступили 74% граждан, 16% высказались против интеграции, 4% заняли нейтральную позицию, 6% затруднились ответить. Исследователи выяснили, что вступление в ЕАЭС больше всего поддерживают Сурхандарьинская, Джизакская и Хорезмская области (более 90%), тогда как противниками интеграции выступили Андижанская область (32%), Ташкент (26%) и Ферганская область (21%).
Приоритетным преимуществом вступления в Евразийский союз население считает значительное снижение цен на товары и услуги, а также повышение качества продукции.
Ждать осталось недолго
Статус наблюдателя при ЕАЭС Узбекистан может получить до конца года. Решение будет принято на заседании Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС), сообщила в ходе онлайн-брифинга помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Ия Малкина.
«Традиционно Высший госсовет заседает к концу года, мы планируем, что в этом году данная традиция не будет нарушена. И в том числе предполагаем, что вопрос о предоставлении Узбекистану статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе также будет рассмотрен главами государств», – уточнила она.
Правила комментирования
comments powered by Disqus