Второе послание президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» стало выдающимся по объему документом. Оглашение послания заняло полтора часа, при этом глава государства обошелся без бумажки, пользуясь только телесуфлером. Дотошные журналисты посчитали, что текст послания содержит 71433 печатных знака. Это почти в два раза больше, чем аналогичный документ прошлого года.
Во многом такой большой объем обусловлен желанием указать на широкий спектр назревших проблем и обозначить пути их решения. Кроме того, на фоне приближающихся выборов в нижнюю палату парламента послание должно было выглядеть масштабно, ибо оно в любом случае будет ассоциироваться с планами партии власти и, не исключено, ляжет в основу её предвыборной программы.
Презумпция гениальности
После презентации послания традиционно началось его «живое обсуждение» в рабочих коллективах, последовали отклики от чиновников, депутатов, политически активных граждан. Разумеется, большинство из них содержат довольно комплиментарные оценки этого документа.
«Касым-Жомарт Токаев и его команда предложили понятную и ясную схему, инструментарий, средства достижения этих целей. Раньше у нас были цели и приоритеты стать лидерами Центральной Азии, войти в 50 развитых стран. Это всё совершенно далёкое от простых людей. Мне импонирует, что сейчас ставятся реальные цели, подкреплённые реальными действиями. Это всё говорит о том, что команда Токаева провела глубокую проработку. Не просто декларация в стиле «догоним, перегоним», а реальные цели» – эта цитата (стилистика и орфография автора сохранена. – Ред.) является типичным образцом подобных отзывов.
Правительство также браво взяло под козырек и принялось выполнять поручения президента в рамках срочно принятого Общенационального плана по реализации послания.
Согласно установившемуся канону, дальше должно последовать создание информационно-пропагандистских групп по разъяснению послания широким слоям населения. Однако существует большая вероятность того, что коронавирус внесет свои коррективы в этот процесс и последний станет более современным. Например, разъяснение положений послания будет происходить с использованием современных средств коммуникаций – через мессенджеры, видеоплатформы и пр. Однако суть от этого не изменится – гражданам будут объяснять, почему этот документ важен, как всем повезло, что он появился и как будет хорошо, когда все поставленные задачи будут выполнены.
Три кита – госуправление, экономика и социалка
Структурно послание состоит из 11 частей, но мы остановимся на трех, вызвавших наибольший интерес. Во вступлении К.-Ж. Токаев подвел промежуточные итоги борьбы с пандемией COVID-19, напомнил, что государство направило на антикризисные меры более 450 млрд тенге, заверил, что все социальные обязательства государства будут выполнены, сделал реверансы в сторону Елбасы Нурсултана Назарбаева и после этого перешел к долгосрочным планам.
В первой части – «Новая модель государственного управления» второй президент обозначил контуры административной реформы. В очередной раз было сказано о необходимости сокращения раздутого государственного аппарата – через два года число чиновников должно сократиться на 25%. Правда, предложений об их трудоустройстве не прозвучало. Также интересным моментом в этой части послания стало воссоздание Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) с подчинением его напрямую президенту, а также выведение комитета по статистике из министерства экономики и его переподчинение вновь созданному подразделению.
АСПИР будет выполнять функции планирования, разработки и мониторинга реформ, а впервые создаваемый Высший президентский совет по реформам, видимо, станет консультативно-совещательным органом, который будет указывать направления этих реформ и легитимизовать их. В Акорду (администрация президента Казахстана) также «уходит» Агентство по защите и развитию конкуренции. Кроме того, воссоздается министерство по чрезвычайным ситуациям, в ходе предыдущей реформы введенное в состав МВД.
Надо сказать, что реформа госслужбы в Казахстане – процесс перманентный. Он начался еще с принятия стратегии «Казахстан – 2030», где необходимость создания профессионального государства, ограниченного до основных функций, была возведена в ранг приоритета. За минувшие 20 лет правительство неоднократно реформировалось, происходили причудливые слияния и разделения министерств, и всё это время происходила замена компетентных чиновников на дисциплинированных. Возник огромный квазигосударственный сектор, но после каждой реформы число государственных служащих росло, увеличивались бюджеты, а управляемость снижалась.
Особенно ярко деградация системы госуправления проявилась во время режима ЧС, связанного с пандемией коронавируса. Посыпались медицина, образование, социалка, всех их пришлось переводить на «ручной» режим управления. Поэтому задача «перезагрузки» системы государственного управления назрела уже давно. Но получится ли решить её сокращениями и изменениями протоколов нормотворчества – вопрос открытый.
Вторая часть, пожалуй, самая масштабная по объему, была посвящена экономическому блоку. Она вызвала наибольший интерес экспертов. Во многом это было обусловлено тем, что за полтора месяца до презентации послания президент К.-Ж. Токаев анонсировал, что вскоре предложит меры, которые приведут к экономическому буму, а за год до того поручил правительству разработать программу структурного реформирования экономики. Все ожидали, что эта программа и ляжет в основу послания, но она так и не прозвучала. Вместо этого были озвучены отдельные предложения, впрочем, прозвучали они не впервые.
Так, было заявлено о необходимости развивать перерабатывающую промышленность в металлургическом, углеводородном и аграрном секторах. Одновременно с этим была озвучена проблема загрузки отечественных перерабатывающих предприятий сырьем. Решать её будут нормативно-волевым способом: правительству дано поручение разработать регуляторные механизмы, обеспечивающие полноценную загрузку сырьем казахстанских обрабатывающих производств. Всё это вкупе с обновлением законодательной базы должно увеличить объемы производства в обрабатывающей промышленности к 2025 году в полтора раза.
В сфере сельского хозяйства поставлены задачи повышения производительности, ухода от сырьевой направленности, развития складской и транспортной инфраструктуры. Прозвучали слова о необходимости кооперации личных подсобных хозяйств, большинство из которых сегодня агонизирует. Отдельно К. Токаев коснулся болезненной и конфликтогенной темы продажи земли иностранцам, подчеркнув, что позиция власти остается неизменной – земля продаваться не будет.
Также в экономическом блоке были затронуты вопросы развития транспортно-логистического потенциала, малого и среднего бизнеса, «перенастройки» налоговой, таможенной, бюджетной и кредитно-денежной политики.
В целом первые два блока эксперты оценили со сдержанным оптимизмом. «...В послании Токаева не было предложено ничего, что бы обеспечило в ближайшие годы экономический бум (для современной экономики РК бумом можно было бы считать темпы экономического роста больше 5%). Однако там содержатся меры, благодаря которым повысится эффективность занимающего большую роль в экономике РК госсектора и зависимых от него отраслей», – считает экономический обозреватель редактор сайта Ekonomist.kz Сергей Домнин.
Социальный блок послания вызвал неоднозначные оценки в среде экспертов. В предыдущем послании К.-Ж. Токаев поручил правительству рассмотреть возможность использования гражданами пенсионных накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям. Спустя год правительство заявило, что этим правом в 2021 году смогут воспользоваться около 700 тыс. вкладчиков. С учетом того, что число экономически активных граждан составляет около 9,2 млн человек, видно, что эффективность пенсионной системы в части доходности оставляет желать лучшего.
Но дело даже не в доходности. По мнению экспертов, это решение углубляет и без того огромную пропасть между богатыми и бедными. «Возможность снять «излишки» получили те, у кого был (и есть) стабильный трудовой доход гораздо выше среднего. У этих людей и так есть накопления, они давно решили или точно имеют возможность решить вопросы жилья и здоровья без снятия пенсионных сбережений. При этом реформа усилила социальный разрыв в обществе: низкодоходные от реформы ничего не получили, высокодоходные ещё сильнее увеличили доступный объём финансовых средств», – полагает экономист экс-советник председателя Национального банка Казахстана Айдархан Кусаинов.
Кроме того, в послании представлены разделы, касающиеся развития территорий, образования и здравоохранения, экологии, деятельности правоохранительной и судебной системы, цифровизации и участия граждан в управлении государством и морально-нравственных качеств казахстанцев.
Укрепление личной власти или сохранение статус-кво?
В целом мнения экспертов по поводу общего, политического содержания послания условно можно разделить на две категории.
Адепты первой рассматривают его через призму конкуренции между Акордой и Библиотекой (центр власти в лице Елбасы Н. Назарбаева). Они полагают, что второй президент, создавая новые, подотчетные себе структуры и объявляя о реформе государственной службы, пытается усилить свою роль в управлении страной и снизить влияние Елбасы.
Их оппоненты считают, что основная задача второго президента – сохранить статус-кво, не допустив передела собственности и какого-либо преследования близких к власти элитариев. Никакого «фазового перехода», который пытаются связать с именем К.-Ж. Токаева, по их мнению, ожидать не стоит.
Оба тезиса не новы, но довольно интересны. Полагаем, что эти два подхода определят содержание внутриполитического казахстанского дискурса на ближайшую перспективу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus