МВД готовит для мигрантов новые правила пребывания и налогообложения. Они действительно могут упростить жизнь и иностранцам, и надзорным ведомствам, а вот региональным властям, скорее всего, не понравятся
Главное управление по вопросам миграции МВД РФ представило новый законопроект, в котором содержится несколько необычных инициатив.
Самая заметная и легко реализуемая – это выдача приехавшему в Россию более чем на 30 дней иностранцу ID-карты с персональным номером, где будет содержаться вся информация по документам, в том числе и по оплате патентов, которые будут уплачивать, как и сейчас, в виде авансовых платежей.
Другое предложение МВД состоит в отказе от практики выдачи разрешений на временное проживание (РВП). Вместо этого планируется ввести три миграционных режима: краткосрочное пребывание (до 90 суток), долгосрочное пребывание и постоянное проживание.
Кроме этого, предлагается уравнять зарплаты иностранных работников до среднего уровня заработной платы в регионе в той или иной профессии, а также создать особый реестр работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (РРПИРС).
Sputnik Таджикистан спросил у российских, таджикских и узбекских экспертов, как нововведения отразятся на жизни рядовых мигрантов.
Заплатят ли мигранты регионам
Что касается авансового налога и ID-карты, по словам президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, речь идет не о новых платежах как таковых, ведь функцию авансового платежа уже сейчас выполняет патент, а об изменении системы оплаты, которая упростит жизнь иностранным работникам.
"Такая система будет удобнее для мигрантов. Им не нужно будет ежегодно переоформлять часть документов, и им не нужно будет быть привязанным к административному субъекту, как сейчас, когда человек приезжает в другой регион и ему надо оформлять патент заново", - пояснил Коженов Sputnik Таджикистан.
Проще говоря, в выборе работы иностранец не будет зависеть от региона, в котором он уплатил патент, – пусть трудится где хочет, будь то Краснодар или Камчатка, лишь бы исправно платил деньги. А подтверждением этого будет ID-карта.
Однако простая и удобная система может иметь и свои минусы, если смотреть на законопроект с точки зрения региональных властей. Ведь если платежи мигрантов не будут привязаны к регионам, то и уходить эти деньги, вероятно, будут в федеральный, а не региональный бюджет.
Соответственно, местные власти, лишившись привычного источника доходов, не будут заинтересованы в улучшении условий пребывания мигрантов, считает председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.
"Несмотря на некоторые недочеты, патентная система хорошо отработана и хорошо себя показала. А если мигранты будут работать в любом регионе, местные власти лишатся материального стимула и не будут заинтересованы в интеграции и адаптации мигрантов, – полагает он. – То есть мы возвратимся в тот же хаос, что был в 90-х и начале 2000-х годов".
В качестве примера эксперт приводит отношение к мигрантам со стороны общества и СМИ. Так, по данным соцопроса российского "Левада-центра" двухлетней давности, доля россиян, желающих ограничить проживание в стране представителей других национальностей, составила 54%. Это самый низкий показатель за почти 15 лет социологических наблюдений.
В более позитивном отношении граждан РФ к мигрантам есть определенная заслуга как средств массовой информации, прекративших создавать трудовым мигрантам образ этнической мафии, так и местных властей, предпочитающих решать проблемы с иностранцами суровым, но законным путем, не раздувая громких скандалов ради политического пиара. В конце концов, любому губернатору и мэру понятно, что не следует притеснять людей, чьи деньги исправно пополняют казну.
Доход от патентов действительно солидный. Самый яркий пример – Москва. Доход бюджета российской столицы от работающих по трудовым патентам иностранных граждан по итогам 2019 года составил 18,3 миллиарда рублей, что выше уровня 2018-го на 5,2%.
Почти 50% патентов было выдано гражданам Узбекистана, 38% – гражданам Таджикистана. А мэр Сергей Собянин признал, что мигранты приносят в столичную казну больше отчислений, чем нефтяные компании.
В других субъектах РФ суммы не такие впечатляющие, но все равно достаточные, чтобы местным властям не хотелось их терять. И если инициатива МВД об авансовых платежах предполагает иное распределение средств (хотя никаких деталей ведомство пока не сообщает), руководители регионов будут первыми, кто выступит противником данного законопроекта.
Зарплаты - уравнять, РВП - отменить
Что касается других полезных для мигрантов инициатив вроде упрощенного получения вида на жительство, то некоторые из них выносились на обсуждение множество раз, но, увы, до сих пор так и не были приняты.
"О том, что два режима надо сливать в один, говорится уже лет 10-15. Разрешение на временное проживание – совершенно ненужная ступень на лесенке, ведущей к получению гражданства. То есть вместо двух ступенек нужна всего одна", – полагает Московский, ссылаясь на опыт США, где "зеленая карта" хоть и не дает гражданство, зато одновременно подтверждает право и на проживание, и на трудоустройство без лишних бюрократических процедур.
Возможно, сейчас на этот пункт законопроекта обратят куда более пристальное внимание, так как на необходимость отмены РВП недавно указал лично президент РФ. В марте Кремль опубликовал поручения Владимира Путина по государственной миграционной политике на 2019-2025 годы, где прямым текстом говорилось, что институт РВП "в существующем виде фактически себя изжил".
Куда менее понятен пункт о соотношении зарплат мигрантов со средними региональными в той или иной профессии. Возможно, таким образом предполагается не столько улучшить условия мигрантов, сколько простимулировать бизнес нанимать на работу россиян.
"В Японии есть такой закон, что мигрантам надо платить больше, чем местным жителям. В результате мигрантов становится невыгодно нанимать. Может быть, законодатели пытаются перенести этот опыт на российскую почву – либо сократить количество мигрантов, либо действительно улучшить их жизнь", – поясняет эксперт по миграционному законодательству Рустам Каримов.
Однако реализовать эту затею в России окажется почти невозможно.
Во-первых, в условиях рыночной экономики работодателю невозможно навязать некую определенную плату. В противном случае компания нанимает людей втемную. А во-вторых, желающих трудиться как мигранты – по 12 часов в день по 6 дней в неделю – среди россиян не так уж много даже после пандемии коронавируса и увольнений. А значит, ситуация останется прежней, отмечают эксперты.
"Выравнивание заработной платы не вопрос ближайшего будущего. Многие мигранты работают частным образом, и говорить, что их ждет повышение доходов, не приходится. Да и наем иностранцев, думаю, не будет ограничен. Ведь среди российского населения, даже оставшегося без работы на фоне пандемии, пока не так много людей, готовых идти работать в сферы труда, охваченные мигрантами", - считает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Зарина Дадабаева.
О том, что данное предложение носит скорее рекомендательный характер и необходимо для соблюдения трудового законодательства, говорит и Вадим Коженов.
"У нас все-таки зарплаты регулируются рынком, сколько бизнесмен хочет – столько и прилагает. Насильно выравнять зарплату при капитализме не получится. Возможно, в законопроекте имелось в виду некое выведение зарплаты для статистики – если средняя зарплата в определенной профессии 30 тысяч, а коммерсант пишет, что иностранцы у него работают за восемь – это повод заподозрить неладное", – подчеркивает глава ФМР.
Сколько иностранцев работает в РФ
Чтобы понять, сколько человек коснутся ожидаемые нововведения Главного управления миграции МВД, необходимо оценить долю трудовых мигрантов от общей величины трудоспособного населения России. По данным международной аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, в 2019-м она составила 7,2%.
Авторы опирались на данные Росстата и МВД, которые по-разному ведут учет. Росстат учитывает иностранцев, проживших несколько лет в России, имеющих вид на жительство или гражданство, а в полиции считают только тех, кто был поставлен на первичный миграционный учет.
Всего в России в 2019-м насчитывалось 75,3 миллиона трудоспособных граждан. Из них более 2,5 миллиона приходилось на "ассимилированных" мигрантов. Еще 5,4 миллиона человек – иностранные рабочие, приехавшие недавно и не входящие в общую статистику.
Больше всего мигрантов – 1,8 миллиона – едут в Москву. На втором месте – Санкт-Петербург и Ленинградская область – 1 миллион человек, на третьем – Московская область, куда приехали за год почти полмиллиона человек.
Что касается Таджикистана, то, по данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, за первое полугодие 2019-го количество таджикистанцев в России выросло до 1,2 миллиона человек.
Правда, тогда официальные власти Таджикистана усомнились в точности таких подсчетов. Руководитель управления по делам миграции Минтруда РТ Саидасрор Саидов полагает, что общее количество таджикских мигрантов в России по состоянию на июль 2019-го составляет 484 тысячи человек, а данные РАНХиГС отражают общую статистику, куда входят граждане Таджикистана, которые живут в России имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Правила комментирования
comments powered by Disqus