До поры до времени они были на втором плане и на них особо не обращали внимания даже сами партийные деятели, в том числе и оппозиционные. Во многом наблюдение за выборами воспринималась как неблагодарная общественная нагрузка, которая забывалась практически на следующий день после голосования. Однако прошлогодние выборы показали важность этого направления, а в предстоящем электоральном сезоне наблюдатели могут стать движущей силой поствыбрного протеста.
Действительно, наблюдения за выборами в Казахстане превратилось в какую-то формальность. Ведь они у нас в стране априори нечестные и с массой фальсификаций. Более того, прозрачный и справедливый выборный процесс стал выглядел бы невероятным и вызвал бы удивление. Но удивляться не приходится. При этом и оппозиция, и народонаселение, и сами власти имели каждый свое отношение к наблюдателям. Первые и последние использовали их для «галочки» (одни, чтобы признать выборы несправедливыми, другие, наоборот, показать их состоятельность при помощи гостей из миссии СНГ), а электорат же и вовсе игнорировал это.
В общем, к процессу наблюдения все относились, как и к самим выборам – в том плане, что ни то, ни другое ничего в стране особо не изменит. Во многом это происходило потому, что, как было сказано в прелюдии к материалу, присутствие на избирательных участках было неблагодарной нагрузкой, которая часто даже не оплачивалась должным образом (если покормят, и то рахмет). Но прошлогодние токаевско-косановские выборы разительно изменили ситуацию. На волне всеобщего пробуждения гражданского самосознания появилась четкая прослойка так называемых независимых наблюдателей (НН), оказавшаяся более стойкой и принципиальной, чем тот же «альтернативный кандидат» Амиржан Косанов.
Здесь стоит отметить, что в отличие от некоторых гражданских движений, родившихся после отставки первого президента и в условиях и.о. второго, независимые наблюдатели не были «искусственно зачаты» и, соответственно, ангажированы к кому-либо. Независимость им добавляло то, что большинство из них были состоявшиеся казахстанцы с определенными доходами и поэтому с отсутствием предпосылок на подкуп или какой-либо материальный интерес.
Другой их отличительной чертой была образованность и всесторонность в развитии – среди них были и юристы, и бизнесмены, и научные работники, что вкупе создало мощную и профессиональную силу, способную на самосовершенствование и желание добиться поставленных целей. У них не было определенных лидеров, за кем бы шли все остальные – НН руководствовались и руководствуются идеей. В общем, даже спустя 16 месяцев после президентских выборов в Казахстане энтузиазм у наблюдателей не исчерпался, а накопленный опыт позволяет быть во всеоружии накануне надвигающихся очередных внеочередных парламентских выборов.
Отдельно стоит отметить попытку проведения общенационального референдума по изменению выборного законодательства. Инициатива это показала реальную силу независимых наблюдателей, которые в разных регионах страны объединились в свои организации, их способность к реальным действиям (а не просто ждать нового электорального сезона), а также боязнь властей того, что оказалось вне их контроля – делегатам учредительного собрания по референдуму чинили всяческие препятствия, стали появляться клоны общественных объединений НН, а их работа стала дискредитироваться через прессу. Кстати, если о том же «Оян, Казахстан» говорили даже околовластные СМИ, то про независимых наблюдателей рассказывали только единицы. А это тоже о чем-то говорит.
А что сейчас? Несмотря на внешнее затишье и, опять-таки, молчание СМИ, независимые наблюдатели готовятся к следующим выборам. Пока оппозиция и те, кто считает себя таковой думают, на кого делать ставку, верить ОСДП или нет, движение НН и отдельные его представители, что называется, «точат ножи». При этом у них совершенно другой интерес, чем у тех, кто непосредственно собирается участвовать в предвыборной байге. И это их главное преимущество, при том, что оппозиция, похоже, еще до конца не осознала необходимость четко налаженного наблюдения на предстоящих выборах.
По сути, наблюдателям быть все равно, кто будет участвовать в электоральной кампании или вовсе не будет участвовать в ней. Даже вариант с «активным бойкотом» не оставит их без работы. Ведь основная их задача выполнять свои функции не в пользу какой-либо из сторон – она состоит в фиксировании нарушений выборного законодательства, доказательстве «на пальцах» предстоящих фальсификаций (что они будут, никто не сомневается) в ходе голосования и подсчета бюллетеней.
Но более важным является поствыборная деятельность независимых наблюдателей и тех, кто их поддерживает. Она заключается в правовом отстаивании реальных итогов голосования, доказательствах фальсификаций итогов выборов и предоставлении фактов нечестных выборов. То есть, сделать это все не на словах и не с предоставлением отдельных фото и видеофрагментов, а с наличие полной картины всего избирательного процесса, подкрепленной солидным пакетом документов – протоколов с «мокрыми печатями», соответствующим образом зафиксированных нарушений и так далее.
Таким образом, на независимых наблюдателях лежит чуть ли не основная ответственность на приближающихся парламентских выборах. С точки зрения гражданского общества, конечно. Ведь, власти не захотят что-либо менять в ущерб себе, а мнение электората давно известно – ему тоже надоело все происходящее вокруг. И мнение это можно выразить только через голосование, честность которого могут обеспечить только НН, а не оппозиция и, тем более, не власти.
Вот только за обществом, народонаселением, которое вот-вот превратится в электорат, не только сделать правильный выбор, но и отстоять его в поствыборье. А доказательства этому, в свою очередь, обязуются предоставить независимые наблюдатели. Как говорится, и карты в руки.
Правила комментирования
comments powered by Disqus