В прошлый раз мы начали беседу о том, кто и для чего идет в парламент следующего созыва, акцентируя внимание на финансовой стороне вопроса.Действительно, многое в нашем мире (пронизанного коррупцией и признаками «дикого капита лизма ») зависит от денег, а политика – от больших денег. Наблюдается и обратная связь – большие деньги зависят от политической составляющей. В общем, все сводится к банальной связке власти и капитала, чиновников и олигархов, коррупции и коррупции.
Однако существуют и другие моменты, хоть и имеющие косвенное или прямое отношение к этой формуле, но все же которые могут рассматриваться отдельно. Но надо быть более конкретным, чтобы не расплываться в общих фразах.
Более конкретным можно считать надвигающиеся парламентские выборы. Хоть пять из семи выборов у нас были «внеочередными», следует понимать, что нынешний электоральный сезон будет отличаться от всех других. Это обусловлено социально-экономическим кризисом, близость которого ощущается уже физически, а также вторым этапом затянувшегося по разным причинам (в том числе, из-за пандемии) переходного периода.
Этот факт несколько повилял и на то, какая партия с чем идет на выборы. Надо вспомнить, что в 2011 году группа депутатов тогдашнего созыва, монополизированного «Нур-Отаном», вдруг озаботилась тем, что нужен двухпартийный парламент, а досрочные выборы необходимо провести, чтобы в 2012-ом на них не отвлекаться, так как нас застигнет волна мирового экономического кризиса. Так в мажилис попали «Ак жол» с КНПК, до этого показывавшие результаты ниже, чем у ОСДП.
Однако сейчас «социал-демократы» уже не те (без абиловцев), да и времена сильно переменились – даже по сравнению с прошлым электоральным сезоном 2016 года, который прошел практически незаметно для этого самого электората. Теперь на них, на ОСДП, возлагается много надежд, причем, почти в равной степени высказываются сомнения, сводящиеся к тому, что второй волны «косановщины» гражданское общество уже не переживет. Вместе с тем, даже не зависимо зависимости партии от АП и «Конторы», можно с большой долей вероятности сказать, что она идет на выборы для того, чтобы создать фракцию оппозиции в мажилисе.
Ведь не зря же этой весной, под покровом карантина, был принят соответствующий закон (о парламентской оппозиции) – теперь его надо претворять в жизнь. А то «перуашевцы», не говоря уже о «косаревцах», под эту формулировку мало подходят. То есть, в любом случае, Акорде выгодно участие «социал-демократы» в борьбе за электорат, даже если протестные массы «воспользуются случаем».
Также существует версия, уже как-то озвученная нами, что ОСДП может заменить в мажилисе КНПК – трудно представить, что власти допустят нарушения правила «больше трех не собираться» (в парламенте). И, судя по всему, «народные коммунисты» это знают или догадываются. Исходя из этого, им предстоит создать хорошую мину при плохой игре – покричать что-то против Ашаршылыка, заявить об отсутствии лекарств, посетовать на плохие дороги и еще что-то. А потом можно даже дежурно провести пару санкционированных митингов под красными полотнищами и двумя десятками участников.
У ДПК «Ак жол», судя по всему, более амбициозные и широкие планы, во многом связанные именно с капиталом – первичным, вторичным и третичным. В первую очередь, возможно, это зависит от связи партии с НПП «Атамекен» и «главным предпринимателем страны» Тимуром Кулибаевым. Рост его влияние в стране очевиден, а тот факт, что он вместе с кризисными (именно кризисными, а не антикризисными) министрами вошел в Высший президентский совет по реформам, то у него в руках могут оказаться не только козыри, но и реальные рычаги управления.
Так, например, через вновь избранный парламент можно будет протолкнуть слегка отредактированный список так называемых системообразующих предприятий, вокруг которых весной разгорелся нешуточный скандал. А это, как понимаете, многомиллиардные вливания наших с вами бюджетных средств в компании, принадлежащие «кому надо». Не правда ли удобный способ преодолеть кризис?
Кстати, предложенный Советом Кулибаева и (или) Агентством Келимбетов план реформ может быть не принят нынешним созывом мажилиса, что, в свою очередь, может стать поводом для его (парламента) роспуска и досрочных новых выборов. Для этого могут быть и другие причины – например, выражения вотума недоверия правительству или же «неожиданное» неприятие депутатами кандидатуры премьер-министра. В общем, перефразируя слова известной песенки, был бы парламент, а повод его распустить мы всегда найдем.
Вместе с тем, не следует сбрасывать со счетов другие политические единицы, имеющие лицензию ЦИК и Минюста на участие в выборах. Это касается партии «Аул», за которой, как говорят, маячит фигура Булата Утемуратова. Есть некоторые предпосылки на то, что произойдет «возрождение аула», хотя пока точно не известно, для чего – чтобы оттянуть голоса протестного электората, разбавить бюллетень для голосования или даже получить минимум мест в парламенте – например, если вдруг с ОСДП «что-то пойдет не так». Что же касается партии «Бирлик», то, возможно, мы не увидим ее в большой активности, если же, конечно, Тимур Аскарович вдруг не захочет задействовать ее как самостоятельную политическую единицу.
Однако не стоит забывать о выборах в маслихаты, где, скорее всего, будет более пестрая картина по избранным депутатам, но об этом поговорим как-нибудь в следующий раз.
Правила комментирования
comments powered by Disqus