Текущие кризисные процессы на постсоветском пространстве сопровождаются комплексными вызовами для безопасности стран-участниц СНГ. В одних случаях это предотвращение нелегального транзита людей, грузов и борьба с организованной преступностью, в других – обеспечение военно-политической составляющей на приграничной территории. Зачастую спектр проблематик усугубляется наличием природных и техногенных факторов, а также эндогенных и социально-политических противоречий на определенных территориях – депрессии, расслоения, дифференциация социальных групп.
Наличие неурегулированных споров, «серых зон» в национальных системах безопасности, а также проникновение различных деструктивных элементов рано или поздно становится средой для конфронтации на международном уровне. Вопросы обеспечения безопасности, контроля приграничных территорий и транзита, наряду с поддержанием социальной стабильности гуманитарными, силовыми и специальными методами, формируют контуры устойчивости любой социально-политической системы и государственности.
Сегодня для Российской Федерации обеспечение безопасности в смежных с пограничным контролем сферах на Центрально-Азиатском направлении выступает ключевым, ввиду наслоения приведённого комплекса проблематик.
С 2017 г. российской стороной и властями Республики Казахстан реализуется комплекс мероприятий, направленный на повышение общего режима безопасности, включая предотвращение проникновения террористических и экстремистских формирований из других Центрально-Азиатского региона и Афгано-Пакистанской зоны.
По оценке различных экспертов, текущий уровень интеграции, достигнутый в рамках развития Евразийского экономического союза, его сопряжения с Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, необходима проработка методик, направленных на своевременное выявление коррупционных и полулегальных элементов, в потенциале несущих угрозу социальной стабильности и интеграции спецслужбами государства-участников.
В частности, речь идет о всесторонней оценке не только транзитов, связанных с товарооборотом и перемещением людей, но и мониторинге диаспор, общественных объединений и организаций, задействованных в перемещении через пограничные зоны, а также скоординированным секционным мероприятиям как со стороны страны пребывания, так и государства постоянного проживания.
Указанные положения в случае их принятия призваны сократить влияние «серых» схем на интеграцию, выработать и внедрить соизмеримые стандарты взаимодействия между силовыми, контрольно-надзорными ведомствами и законотворчеством государств участников. При этом, речь должна идти о пакетных соглашениях, направленных на предотвращение сращения нелегальных транзитов с коррупцией и попытками влияния на социально-политическую сферу.
В современной действительности неоднократно отмечалось влияние ряда неправительственных организаций, связанных с представительствами «Фонда Сороса» и «Агентства США по международному развитию» на территории государств ЦАР на муниципальную и региональную политику в приграничных субъектах Российской Федерации.
Примером подобного сопровождения выступает деятельность фонда «Сохранения наследия тюркского языка» на территории Сибирского федерального округа. В частности, организация участвовала в организации полевой роботы на местных выборах в Республике Алтай, в мероприятиях культурных центров и при этом концентрировала внимание вокруг объектов авиационной промышленности Новосибирской области.
Также, членский состав организации активно пытался взаимодействовать с ветеранскими объединениями, задействованными в областных «серых схемах», связанными с недвижимостью, оборотом сельскохозяйственной продукции и продовольствия, логистикой. Отдельные члены руководства фонда активно взаимодействовали с представителями азербайджанских, узбекских, европейских НПО, ориентированных на USAID.
Не менее занимательная ситуация возникла и в соседнем Алтайском крае вокруг руководителя общественной организации «Национально-культурная автономия казахов» (АКОО «НКАК») – Бекмуратова Мурата Сериковича, возглавляющего ее с 2016г. Однако, на основании имеющейся информации, известно, что в 2016 г. процедура выборов главы общественной организации была сфальсифицирована с задействованием связей с главами муниципальных образований и поселений. По разрозненной информации в момент расширения деятельности Бекмуратов М.С. активно сотрудничал с отдельными представителями Славгородского района, также взаимодействующими с различными НПО и консалтинговыми объединениями в социально-политической сфере.
По результатам проведенной прокурорской проверки по запросу бывшего главы АКОО «Центр казахской культуры «Ата-Мура» Хаиржана Досумбекова, установлены нарушения при проведении выборных процедур, однако меры административного характера к членам правления АКОО «НКАК» не были применены, вероятно не без привлечения связей успешного бизнесмена. Лишь внесено предостережение «о недопустимости нарушения законодательства».
За два года нахождения в статусе главы АКОО «НКАК» Бекмуратов М.С. активно расширял собственные административные полномочия, обеспечивая усиление присутствия различных негосударственных и коммерческих структур в приграничных районах Алтайского края. При этом пытаясь привлечь бюджетные средства муниципальных образований к празднованию этнокультурного праздника «Наурыз» в апреле 2019 г. в г. Славгород, Бекмуратов обеспечил договорённости с главой Администрации г. Славгорода и акиматами Щербактинского и Успенского районов РК, что обеспечило поступление на рынок приграничных муниципальных образований товаров различного назначения, оформленных с нарушением российского законодательства.
«На должности председателя АКОО «НКАК» должен находиться уважаемый большинством представителей казахской диаспоры человек, для которого на первом месте не личная выгода, а желание созидать и выстраивать добрые отношения, как в среде алтайских казахов, так и между нашими братскими государствами», – отмечают представители диаспоры.
В период 2016-2019 гг. при посредничестве Бекмуратова М.С. и его контактов на территорию Алтайского края и Новосибирской области ввезено до 8 партий продовольственной и иной продукции, по сути являющейся контрабандой.
Также в это время Мурат Серикович, используя личные связи, способствовал регистрации ряда выходцев из Средней Азии в местных подразделениях Миграционной службы.
Аналогичные динамики сегодня наблюдаются и на территории государств Центральной Азии – активизации молодежных НПО и их представителей на кыргызско-таджикской границе; сопровождение демократических объединений и культурных центров в программах Министерства культуры Узбекистан, и т.д.
Таким образом, наряду с существующими динамиками трансграничных проблематик, необходима выработка инструментария межведомственного взаимодействия и учета субъектов обеспечивающих подобную деятельность на территории стран участниц ЕАЭС.
Правила комментирования
comments powered by Disqus