На минувшей неделе в Туркменистане произошло важное событие – в государственных магазинах впервые за несколько месяцев появились дешевые сигареты. Хватило их не всем, а женщинам этот товар вообще отказывались продавать. В стране ужесточается контроль соблюдения санитарных мер, предпринимаемых в связи с эпидемией COVID-19. Впрочем, деньги решают все. Turkmen.news стало известно о крупных суммах, которые приходится платить желающим перемещаться между регионами или вернуться в страну из-за рубежа. А президент Гурбангулы Бердымухамедов широко отпраздновал День работника здравоохранения, присвоив своему личному доктору звание «Народный врач Туркменистана».
Сигареты на вес золота
«В шесть утра, когда магазин открылся, вся масса людей ринулась к дверям. Толпу пытались сдерживать полицейские, но их снесли. Один из них даже упал. Потом полицейские пошли в контратаку, стали кричать: назад! Толпа отступила. Я думал, меня это море снесет», — рассказывает житель Мары.
Нет, речь не о массовых беспорядках и даже не о выпуске нового Iphone. Все проще — 14 октября в Мары (а также в Туркменбаши и, по данным радио «Азатлык», в Туркменабаде и Ашхабаде) впервые за несколько месяцев появились в продаже сигареты по госцене 30 манатов за пачку (около $1,3 по рыночному курсу). Это важная новость как для курящих, так и некурящих. Цена пачки сигарет у частных торговцев в последние недели достигала 240-250 манатов ($10,5). Соответственно, некурящим тоже выгодно приобрести в госмагазине две пачки, отпускаемые на одного человека, чтобы перепродать их в три-четыре раза дороже.
Практически во всех магазинах сигареты продают только мужчинам. Возможно, власти считают, что женщины не склонны к курению и могут покупать этот товар только для перепродажи. А возможно, чиновники полагают, что женщины и не должны курить. Так или иначе, но гендерная дискриминация при продаже табака, впервые появившаяся в Туркменистане около трех лет назад, по-прежнему существует.
Но если продажа сигарет в госмагазинах – редкий «праздник», то как же в остальное время живут курильщики в стране, где даже на довольно хорошую месячную зарплату можно купить лишь восемь-десять пачек сигарет по рыночным ценам? По официальной версии – никак не живут. Согласно государственной статистике, в 2019 году лишь 3,4 процента граждан страдали никотиновой зависимостью, что является самым низким показателем во всем мире.
На этой неделе в редакцию turkmen.news поступила фотография сигарет кустарного производства, которые в условиях дефицита нарасхват расходятся в «некурящей» стране. Они сделаны из обычной, а не папиросной бумаги, а набиты, по словам автора фото, чем угодно, только не чистым табаком. Зато стоят лишь 5 манатов ($0,2 по рыночному курсу) за десяток.
Война с «несуществующим» вирусом
COVID-19 в Туркменистан, по официальной версии, до сих пор «не проник», хотя к настоящему времени об этом уже не говорят как о национальном достижении. Скорее, вопрос эпидемии коронавируса в государственных СМИ перешел в сферу умолчаний.
А вот меры по предотвращению распространения инфекции понемногу ужесточаются. На минувшей неделе на месяц продлили запрет на работу учреждений сферы обслуживания. Бизнесмены, если только они не имеют связей в верхах, должны будут растянуть вынужденный простой до 15 ноября. Никаких мер поддержки предпринимателям при этом не оказывается, поэтому те из них, кто хочет выжить, вынуждены работать «через заднюю дверь».
Кроме того, студентов четвертого и пятого курсов как минимум двух вузов — Института телекоммуникаций и информатики и Международного университета гуманитарных наук и развития — перевели на «удаленку». Когда студенты смогут вернуться в аудитории, не уточняется.
На остановках общественного транспорта в Ашхабаде появились специальные люди с рациями, следящие, чтобы люди не занимали стоячие места в автобусах. А в Мары полицейские, следящие за соблюдением масочного режима в общественных местах, начали задерживать даже несовершеннолетних. Им предлагают на выбор заплатить штраф в размере 50 манатов ($2,2 по рыночному курсу) или поехать на поле и собрать 40 килограммов хлопка. Из-за тяжелого финансового положения многие подростки вынуждены выбирать второе, хотя официально использование труда несовершеннолетних на хлопковых полях в Туркменистане запрещено.
Дорогостоящие перемещения
В условиях эпидемии крайне осложнилось перемещение между регионами. Железнодорожное и автобусное сообщение приостановлено, многие автомобильные трассы перекрыты. Единственным способом добраться в соседний регион являются авиарейсы, количество которых ограничено. Как сообщают источники turkmen.news, сотрудники авиационной отрасли не преминули воспользоваться неожиданной монополией.
Официально билет в Дашогуз из Ашхабада стоит 87 манатов ($4), но в реальности его можно приобрести за 1500 манатов ($65). При этом проводится своего рода нелегальная лотерея – на каждый рейс продают примерно на 15 билетов больше, чем положено. В итоге часть пассажиров не попадает на борт самолета. Конечно же, они имеют полное право сдать билет в кассу… И получить 87 манатов вместо 1500 уплаченных.
С аналогичными трудностями сталкиваются граждане, застрявшие из-за эпидемии за рубежом. Как сообщили источники в Москве, неофициальная цена билетов на вывозной рейс 7 октября составляла 75 тысяч рублей ($970). Формально считается, что на вывозные рейсы люди попадают фактически бесплатно, по билетам, купленным до закрытия границ.
Народный врач президента
Если на прошлой неделе президент Гурбангулы Бердымухамедов направо и налево раздавал выговоры, увольнения и уголовные обвинения, то на этой неделе он выступил в роли «доброго полицейского». В честь Дня работника здравоохранения, отмечавшегося 10 октября, глава государства вручил награды и почетные звания почти двум десяткам медиков. В частности, звание «Народный врач Туркменистана» было присвоено заведующему Международным центром эндокринологии и хирургии Нурмамеду Сердарову, который является личным врачом Бердымухамедова. Н. Сердаров, в частности, сопровождает президента во всех внутренних и зарубежных поездках.
Государственные СМИ не уточняют, за какие именно заслуги награждаются врачи. Однако непохоже, чтобы на торжественную церемонию с участием главы государства попал кто-то из тех, кто ежедневно пытается бороться с «несуществующей» эпидемией COVID-19.
Turkmen.news удалось достоверно установить около 40 фактов смертей от коронавируса в Туркменистане. Десять из умерших являются медиками. Никто из тех, кто скончался при исполнении профессионального долга, не был удостоен посмертной награды. Вообще в процессе празднования Дня работника здравоохранения практически не упоминали COVID-19, хотя в текущем году это, безусловно, самое главное явление в жизни медиков всего мира.
Вместо этого Бердымухамедов торжественно открыл очередные медицинские центры, строительство которых было приурочено к празднику. А газета «Нейтральный Туркменистан» сообщила, что «на имя главы государства Гурбангулы Бердымухамедова поступают многочисленные письма и телеграммы с поздравлениями». Ведь президент сам является медиком по профессии и до стремительного карьерного взлета был как раз личным врачом первого президента Сапармурата Ниязова, одновременно занимая должность министра здравоохранения и вице-премьера.
Кстати, можно заметить, что Бердымухамедов не повторяет ошибок предшественника и не назначает человека, ответственного за свое здоровье, на государственные посты. А звание народного врача – это, с одной стороны, почетно, а с другой — безопасно в плане всякого рода дворцовых интриг.
Правила комментирования
comments powered by Disqus