Впервые за много лет российский бизнес столкнулся с дефицитом иностранной рабочей силы. Катастрофой это не грозит, а вот снижением качества жизни - очень даже
На днях крупнейшие агрегаторы такси "Ситимобил", Gett и "Везёт" жаловались на нехватку сотрудников. Мол, в крупных городах, где почти половина водителей - это мигранты, для комфортной работы таксопаркам нужно еще чуть ли не 20% шоферов.
И проблемы не только у такси. Согласно данным исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) в сфере бизнес-климата, до 40% компаний, традиционно нанимавших на работу мигрантов, сегодня испытывают недостаток в рабочей силе. Не хватает как высококвалифицированных специалистов, так и простых курьеров и разнорабочих.
На отток иностранных рабочих, судя по всему, обратили внимание и в Кремле. Так, на выходных мэр Москвы Сергей Собянин в интервью российскому телеканалу назвал большой проблемой снижение числа мигрантов в столице. Он упомянул те же 40%, только речь шла о сокращении числа рабочих, что может негативно сказаться на работе коммунальных служб в зимний период.
Sputnik Таджикистан спросил у российских экспертов, с чем связан дефицит рабочих рук и может ли заявление Собянина повлиять на открытие границ со странами Центральной Азии.
"Корона" и слабый рубль
Первая причина, она же самая очевидная - это последствия пандемии COVID-19. Сотни тысяч иностранных граждан улетели на родину, чтобы увидеть близких и переждать карантин, однако вернуться в Россию уже не смогли, так как РФ разрешает вывозные рейсы, а вот открывать границы для большинства стран Центральной Азии пока не спешит. Многие граждане Таджикистана, месяцами осаждавшие свое посольство в Москве, знают о проблеме по собственному горькому опыту.
Но другая, не менее важная причина - экономическая. Иностранцы уже не так сильно стремятся в Россию, ведь их реальные доходы в стране за последние месяцы изрядно сократились, считает глава столичной Комиссии Совета по делам национальностей Юрий Московский.
"Россия становится менее привлекательной страной для мигрантов, особенно после существенного ослабления курса рубля в последние полгода. К примеру, если брать мигрантов из Украины и Беларуси, то они все массово стали уезжать в Польшу, где за аналогичную работу платят в 2-3 раза больше", - пояснил он Sputnik Таджикистан.
Ситуация в странах ЦА несколько иная, чем в Украине и Беларуси, - людям, увы, особо не приходится выбирать, куда ехать на заработки. Кроме России и Казахстана (где рынок труда не слишком велик) иных направлений нет.
Однако с учетом стоимости патента, разрешительных документов и аренды жилья итоговый доход уже не столь велик, чтобы искать работу заграницей, по крайней мере, до конца пандемии.
И это тревожный сигнал не только для центральноазиатских республик, потерявших привычный поток "мигрантских денег", но также и для экономики России.
"Слова Собянина означают, что вопреки мнению псевдоэкспертов-горлопанов, требующих закрытия границ, в высшем эшелоне власти есть четкое понимание о жизненной необходимости трудовой миграции для российской экономики, - подчеркивает Московский. - И речь не только о дефиците работников. Люди - это колоссальный ресурс, двигатель сектора услуг и приобретения товаров. Это азбучные истины".
Мигранты есть, вариантов нет
Правда, реальный отток мигрантов может быть не таким уж большим. 40% - это максимальные цифры в отдельном секторе экономики, точные же цифры назвать проблематично, так как многие иностранцы работают в "серой зоне" и получают зарплату в конвертах.
Так, по данным Федерации мигрантов России, количество мигрантов практически не сократилось - по мнению ФМР, уезжать им было некуда, а после отмены карантинных мер большинство предпочли остаться в стране, а не ехать на родину, где с работой уж точно будут проблемы.
"Отток составил не более 1-2%, учитывая, что в период с 15 марта несколько раз обновлялись правила нахождения мигрантов в РФ, а также правила получения патента вплоть до возможности нахождения в стране без него. И в данной ситуации скорее мы можем говорить лишь о сокращении количества выданных патентов. Что касается сфер деятельности, то ЖКХ пострадало не более других, и именно на нем сфокусировано внимание", - подчеркивают в ФМР.
Но даже существенный отток мигрантов не сильно скажется на большинстве сфер экономики (не считая строительства). Скорее речь идет об уровне комфорта, привычном для жителей больших городов.
"У нас нет колоссальной зависимости от миграции в целом, иностранцы - это примерно 2-3% рабочей силы по всей стране. Просто без трудовых мигрантов нам будет тяжелее, а жизнь станет куда менее комфортной. Раньше как-то обходились низким уровнем сервиса. Такси было роскошью и приезжало через час, продукты домой курьер не приносил, ходили только сами, улицы убирали реже. Но это не говорит о том, что надо к такому стремиться", - отмечает Юрий Московский.
Что касается ускоренного открытия границ для стран - доноров рабочей силы, то здесь страх пандемии окажется сильнее дефицита трудовых кадров, полагает глава "Профсоюза трудящихся-мигрантов" Ренат Каримов.
"Думаю, что слова Собянина не сильно этому помогут. Все-таки одно дело, если в Москве просто не будут вовремя убраны снег или листва, а другое, если это грозит быстрым распространением вируса. Поэтому дефицит рабочих рук - не тот мотив, который способен приблизить открытие границ", - поясняет Каримов.
В одном все эксперты единодушны - попытка властей городов-миллиоников заместить иностранцев за счет региональной миграции едва ли будет успешной. Безработица в России, как и в Европе, носит структурный характер. Люди в большинстве своем даже при отсутствии искомых вакансий не спешат браться за низкоквалифицированный труд, где как раз и задействованы мигранты. А значит, альтернативы иностранным труженикам в России пока нет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus