20 августа премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев прибыл с официальным визитом в Душанбе. В рамках этого визита Ж. Сатыбалдиев запланировал принять участие в работе Международной конференции высокого уровня по водному сотрудничеству, которая проходит в эти дни в Душанбе, встретиться с премьер-министром Акилом Акиловым и президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
Отдел информационного обеспечения аппарата правительства Киргизии сообщает, что основными вопросами повестки киргизско-таджикских переговоров станут дальнейшее развитие торгово-экономических, культурно-гуманитарных связей и приграничное сотрудничество.
Таджикистан и Киргизия – традиционно дружественные страны, у которых много общего. Прежде всего, это позиция по поводу распределения и использования региональных водных ресурсов и состояние конфликта с Узбекистаном. Вероятно, поэтому даже в возникающих все чаще спорных двусторонних вопросах, Киргизии и Таджикистану удается сохранять баланс и взаимопонимание.
К примеру, лишь в середине июля в распоряжение правительства Таджикистана попал документ о запрете на традиционный экспорт (реэкспорт) ГСМ из Киргизии, подписанный Ж. Сатыбалдиевым еще 17 мая 2013 года. Запрет коснулся российских нефтепродуктов, поступающих в Киргизию без учета таможенных пошлин, которые затем перепродавались в Таджикистан и Афганистан. Причины двухмесячной задержки обнародования запрета понятны. С одной стороны, в преддверии неформального саммита ОДКБ и официального визита президента Таджикистана в Бишкек (в конце мая) этот документ подпортил бы тональность встречи. С другой стороны, резкое увеличение поставок ГСМ из Киргизии в Таджикистан произошло именно за то время, пока документ о запрете находился «в пути». За два месяца объем поставляемых из Киргизии в Таджикистан нефтепродуктов и, соответственно, реэкспортная «премия» Киргизии выросли настолько, что по итогам первого полугодия 2013 года Киргизия, обойдя Россию, стала лидером по поставкам в этом сегменте таджикского рынка.
Другой пример: в июле начались переговоры таджикской и киргизской пограничных комиссий по поводу спорных нефтяных и газовых скважин. В частности, переговоры касались скважины №205 в местечке «Северный Каракичикум», которая, по мнению таджикской стороны, называется «Ниёзбек» и принадлежит территории Канибадамского района Таджикистана, а по мнению киргизской – это скважина «Каттауз» и находится она на территории Лайлякского района Киргизии. Разработка скважин этой местности происходила во второй половине 1950-х годов. Из 89 скважин, пробуренных в советское время, одна из них – скважина №2 была передана на баланс Киргизии. Спорная скважина №205 с 1987 года используется Таджикистаном.
В июне этого года силовой вице-премьер Киргизии Токон Мамытов заявил, что до выяснения принадлежности скважины, дорога к ней для таджикских рабочих будет закрыта. Однако в то же время, по заявлению первого заместителя председателя Согдийской области и члена комиссии по определению границ Таджикистана Джумъабоя Сангинова, скважина № 205 продолжает свою деятельность в соответствии с установленным графиком.
Также между двумя государствами есть нерешенные вопросы по спорным приграничным территориям (Согдийская область Таджикистана и Баткенская область Киргизии). И хотя проблемы определения границ между двумя республиками начались еще в советский период, обе стороны пытаются решать эти вопросы, не переступая грань, за которой удержаться от конфликта было бы уже непросто.
По всей видимости, главы обеих республик просто хорошо находят способы договариваться. К примеру, на предыдущей майской встрече с Ж. Сатыбалдиевым Э. Рахмон выразил надежду, что в региональном проекте САSA-1000 (линий ЛЭП из Киргизии в Таджикистан и из Таджикистана в Афганистан и Пакистан) и в ситуации со строительством Рогунской ГЭС Киргизия поддержит Таджикистан, пообещав не возражать против строительства мостов и прилегающих автомобильных дорог (через реку Козубаглан и канал Гулякандоз) на несогласованном участке границы.
Желание неконфликтного взаимодействия видится даже в реакции властей двух стран на последний инцидент на границе. Накануне визита Ж. Сатыбалдиева в Таджикистан, в ночь на 20 августа, на полевом стане таджикского дехканского хозяйства «Участок-5» (джамоат Чоркух города Исфары), граничащем с Баткентской областью Киргизии были убиты пять человек: гражданин Таджикистана – охранник полевого стана Абдукаххор Халоков, его жена, двое внуков и родственник. Сложность интерпретации случившегося обусловлена тем, что преступление совершено на спорной между Таджикистаном и Киргизией территории. Однако до сих пор пограничные службы обеих стран воздерживаются от комментариев, делегируя эту функцию представителям правоохранительных органов. Если сравнить с тем, как реагирует Киргизия на аналогичные конфликты с соседним Узбекистаном, понятно, что таджикско-киргизскую дружбу трудно испортить, даже если случившееся в Чоркухе является намеренной провокацией.
Правила комментирования
comments powered by Disqus