Проблем, связанных с взаимоотношениями мигрантов с полицией, в Москве и в России в целом фиксируется немало. Об этом заявил член Совета по правам человека при президенте России, правозащитник Андрей Бабушкин к ходе заседание Общественного Совета по правам мигрантов в Москве.
В частности, отметил он, очень многих волнует очень медленное внесение мигрантов в необходимые базы для постановки на различные учеты. “Мы знаем, что установлен 3-дневный срок внесения в базу данных, а по некоторым категориям установлен и вовсе 24-часовой срок, но проверки, которые мы проводили в органах по вопросам миграции, показали, что выявлялись случаи, когда 10, 15 дней люди не попадали в такую базу данных, их задерживали, привлекали в ответственности, некоторых х даже выдворяли, а потом выяснялось что конкретный гражданин в общем ничего не нарушал”,- также отметил Андрей Бабушкин.
Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что полиция, которая обязана работать по всем направлениям административного законодательства, делает серьезный крен на работу по миграционному законодательству. То и дело отмечается этнически обоснованный подход при проверке документов.
“Как я образно говорю, вместо того чтобы ловить преступников, полиция ловит мигрантов”,- добавил Андрей Бабушкин.“Когда мы в рамках общественного контроля проводим свои мероприятия, мы спрашиваем у полиции- почему вы этого человека проверяете, почему того- нам отвечают нечто наподобие “за нарушение миграционного законодательства”, “он подходит по приметам”; “ограбил старушку”. Не так давно нам стало известно, что один парень, работавший в Поволжье и проверяли его в среднем три раза в месяц он становился объектом проверки документов”,- также сказал эксперт.
Также омрачает ситуацию то, что сотрудники полиции далеко не всегда сами не знают нормы миграционного законодательства и требует от мигрантов таких вещей, которые они вообще не обязаны делать. В частности, несмотря на то, что во время коронавируса не подлежат продлению патенты, но тем не менее полицейские требовали патенты.
Есть явный пробел и в законодательстве. И здесь – общий для иностранных граждан и для россиян. Статья 14 Закона “О полиции” сконструирована таким образом, что у задержанных лиц срок задержания начинает течь с момента, когда фактически ограничена свобода передвижения, но в отношении административно задержанных- с момента их доставления в служебное помещение органов внутренних дел (участковый пункт охраны правопорядка, дежурную часть кабинеты оперативников и так далее).
“К чему это приводит? Этого человека водят, водят, возят и все эти часы многочисленные не идут в срок задержания этого самого человека и он в общем-то вынужден очень долго находиться с полицией, он думает, что 3 часа уже прошло, а на самом деле еще отсчет времени не начинался”,- добавил Андрей Бабушкин.
Еще одна объективная проблема связана с тем, что очень сложно бывает перевести правильно фамилию человека и его имя, в результате чего часто бывает, что в паспорте одним образом написаны его данные, в миграционной карте- другим образом, в его заявлении- третьим.
“И в результате мигранты говорят “дружок, у тебя фальсификации”, а на самом деле никаких фальсификаций нет. Очень часто сотрудники, не имеющие опыта, имеют минимальные лингвистические познания и даже не имеют представления о том, что в южном и северном Кыргызстане могут по-разному имена и фамилии”,- добавил Бабушкин.
Кроме того, в результате того, что звуковой ряд русского языка и тюркских языков не совпадает, возникают сначала технические дефекты, а потом- и реальные, когда человека привлекают к ответственности из-за нестыковок в документах, не приглашая при этом переводчика, не уведомляя консульство.
Кроме того, далеко не всегда адекватно оценивается уровень владения мигрантами русским языком.
Необходимо отметить и то, что люди не получают часто питания, хотя имеют на это полное право, да и в целом права мигрантам объясняются очень слабо. В результате многие не знают, что имеют право на звонок, на спальное место, а в северо-восточный округе Москвы- еще и на тапочки.
Ну и конечно же присутствует проблема фальсификаций при оформлении миграционных документов.
Также всегда возникает проблема слишком широкой трактовки миграционного законодательства. В частности, такого пункта, что человек должен проживать по месту своей регистрации.
Дабы минимизировать негативные последствия миграционных пробелов, если так можно сказать, полиции, по мнению Андрея Бабушкина, следует в целом снизить интенсивность работ по миграционному законодательству.
“Многие просто не специалисты здесь. Они же идут кремлевские куранты чинить, или людей от коронавирусы лечить- они же там не специалисты, надо заниматься тем, что получается”,- добавил правозащитник. Кроме того, считает он, надо максимально проинформировать полицейских и участковых, сотрудников дежурных частей какие есть нарушения прав мигрантов.
Кроме того, ряд мер следует предпринять и в плане корректировки законодательства.
В свою очередь, юрист и правозащитник Валентина Чупик отметила, что в последние три месяца резко обострилась проблема незаконного привлечения мигрантов к административной ответственности.
И в первую очередь речь идет о фальсификации несуществующих миграционных нарушений- за насчитали не менее 192 подобных случаев. Здесь в первую очередь речь идет о так называемых просрочках, хотя 274 Указом Президента и действуют как минимум до 15 декабря, в худшем случае, а в лучшем- и того дольше.
Кроме того, часто пытаются привлечь к ответственности за работу с так называемым недействительным патентом, потому что он не был оплачен в период с 15 марта по 15 июня, когда было освобождение от оплаты за патент. Таких случаев, по словам Валентины Чупик, не менее восьми только в Москве.Также правозащитникам пришлось столкнуться даже с провокацией миграционного правонарушения, произошло это в Балашихинском районе Московской области, на въезде в город Железнодорожный и в самой Балашихе
“Водителей неславянской внешности просто останавливали всех подряд, заставляли предъявить документы и выйти из машины. Люди выходили из машины, их фотографировали, что они вышли из машины и находятся на территории Балашихинского района, стоят на земле и на этом основании их тащили в суд, их всех запихали в спецприемник Егорьевский”,- также рассказала Валентина Чупик.
По предварительной информации, виновато в этом ГИБДД города Железнодорожный, хотя до конца подтвердить эту информацию не удается, потому как “наивные мигранты крайне редко требуют предъявить служебное удостоверение у сотрудников полиции”.
Второй тип фальсификаций- это фальсификации нарушений масочного режима. Правозащитники только одной организации и только в Москве столкнулись с 16 такими случаями, хотя уверены, что их сильно больше.
Дело происходило так. Задержание у выхода из метро за зоной турникетов происходило в момент, когда человек только снял маску или перчатки, и к нему подскочили сотрудники полиции и контролеры метрополитена и восторженно выписали ему штраф на 5 тысяч рублей. Кроме того, было задержание в кассовой зоне метрополитена до пересечения линии турникетов в очереди за маской.
Такие случаи, по словам Валентины Чупик, отмечены на станциях Лубянка, Комсомольская, Преображенская.
Также отмечены случаи требований снять маску для сверки документа с лицом, после чего человека фотографировали и приписывали ему нарушение масочного режима. Это имело абсолютно массовый характер, по сведениям Чупик, в аэропорту Домодедово.
Кроме того, в Москве в УМВД Измайлово, сотрудник ГИБДД остановил гражданина Кыргызстана, потребовал у него документы, тот предъявил, после чего его заставили снять маску для того чтобы сличить с документом. Затем сфотографировали, как маска висит у него на ухе, притащили его в отдел, продержали 5 с половиной часов, при этом в отделе пробовали утверждать, что такого доставленного нет.
Также у нас было три случая задержания человека на улице и затаскивания его в двух случаях в метро, в одном- в автобус. И выписывали штраф за нарушение масочного режима.
Еще нужно отметить, что зафиксировано три случая фальсификации мелкого хулиганства. В двух случаях людям приписали нецензурную брань в общественном месте, хотя ее не было, и в одном случае вообще не объяснили в чем заключается мелкое хулиганство, причем это была длинная странная история, человека возили по метро из отдела в отдел и прятали.
Его отказывался рассматривать Мещанский суд его дело, потом его отказался рассматривать Чертановский суд, его возили из угла в угол, 29 часов его продержали внутри метро в разных отделах полиции, в конце концов выписали штраф в 500 рублей, он согласился, потому что 29 часов без еды, пить ему давали мало.
Помимо этого, немало случаев фальсификации неподчинения законному требованию сотрудника полиции.
В 18 случаях из этих 22-х зарегистрированных необоснованно применялось насилие. Самая распространенная история- это когда мигрант требовал объяснить у сотрудника полиции, почему тот должен предъявить документы, а сотрудник вместо того чтобы ему что-либо объяснять, выписывает протокол. Были случаи и выдирания паспортов у мигрантов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus