Работники некоторых бюджетных организаций Ташкента уведомлены о том, что с начала сентября будут привлечены к сбору хлопка-сырца на полях республики. Об этом в редакцию «Ферганы» сообщили сразу несколько независимых друг от друга источников в столице Узбекистана.
В частности, готовятся к выезду на сбор урожая врачи и медсестры ташкентских медицинских клиник. Предполагается, что медиков отправят на поля 10 сентября. Следует отметить, что как и в прошлом году поликлиники и больницы не будут оплачивать питание и проживание своих работников на хлопке, так что все затраты, связанные с такой формой добровольно-принудительной «помощи фермерам» граждане оплатят из своего кармана.
«Это означает, что горожанин сам оплачивает проезд до места назначения (например, на поезде или автобусе), а также обеспечивает себя полностью продуктами питания на весь период, постельными принадлежностями, а также казанами для готовки еды и титанами для кипячения воды, так как организаторы уборки хлопка не кормят прибывших. Дают только хлеб, чай, и, если расщедрятся, то какое-нибудь горячее блюдо. Однако за питание деньги высчитывают, и за это горожанин должен собрать энное количество хлопка (от 40 до 60 кг в день). Горожанину такое количество собрать невозможно, по причине отсутствия сноровки, а также по причине отсутствия самого хлопка на полях. Поэтому он вынужден покупать хлопок у запасливых местных сборщиков. Также горожанин платит за проживание в доме у какого-нибудь местного жителя. Обычно, фермеры выделяют пустую комнату с буржуйкой на 5-6 чел. За постой берут (брали в прошлом году) по 10-15 тысяч сумов (5-7 долларов) с человека на период пребывания. Также горожанин-хлопкороб должен платить за баню (было 2 тысячи в прошлом году), так как в месте проживания никаких санитарных удобств нет. Оставшиеся в городе сотрудники скидываются по 100-150 тысяч на обеспечение своих "командированных". Учитывая такие неимоверные траты и проживание в таких тяжелых условиях, горожане предпочитают просто откупиться от хлопка. Они платят своим руководителям от 200 до 300 тысяч сумов (расценки прошлого года) за возможность остаться в городе и заниматься своими прямыми обязательствами. Это за десять дней. Для студентов областных вузов ставки еще выше - 1 миллион сумов за освобождение на месяц - полтора месяца», - рассказывает нам житель Ташкента, не понаслышке знакомый с ситуацией.
Хлопкоуборочные работы начинаются в Узбекистане в конце лета — начале осени. Несмотря на то, что хлопок выращивается на полях частных фермерских хозяйств, государство принуждает горожан собирать его вместе с сельчанами. Эта практика сохранилась в республике со времен Советского Союза. Ежегодно в Узбекистане собирают до 3,5 миллионов тонн хлопка, но доходы от экспорта волокна непрозрачны.
По данным исследования Узбекско-германского форума по правам человека, в 2012 году по приказу правительства Узбекистана на поля отправился каждый шестой бюджетник страны, включая учителей, докторов, медсестер, военнослужащих, сотрудников министерств и ведомств. Среди учителей школ доля привлеченных к сельскохозяйственным работам особенно высока: 60 процентов из них вынуждены были трудиться на полях вместо исполнения своих прямых обязанностей.
Массовая мобилизация сотрудников государственного сектора в прошлом году началась 3 сентября. Сбор хлопка продолжался до тех пор, пока та или иная организация не выполняла норму, назначенную властями.
Правила комментирования
comments powered by Disqus