Мазоры, так называемые на Памире – остоны находятся почти в каждом кишлаке Ишкашимского района, они часть здешней истории. Хотя по вероисповеданию население Ишкашима мусульмане, до сих пор среди жителей сохраняются древние атрибуты, восходящие к временам старинных арийских культов.
На этот раз Your.tj и «Номус ва Инсоф» отправились в путешествие, чтобы показать культовые памятники Ишкашима.
Как считают местные историки, на Памире остоны (в переводе святилища, места поклонения) или как их по-другому называют, «храмы солнца», были действующими вплоть до XVI века. Впоследствии, многие из них все-таки сохранились, то есть не были уничтожены даже при исламе. Потому что местные жители стали использовать их как часть мусульманской атрибутики.
Мазор в кишлаке Рын
В кишлаке Рын древний мазор был разрушен во времена Союза. На месте разрушенного, через много лет жители отстроили его заново, но в виде дома с крышей. Сейчас часто можно увидеть мазоры в виде домиков, хотя в древние времена храмы огня были открытыми, их располагали на горе или на каком-либо другом возвышении. Считалось, что в этих чистых местах они находятся ближе к Богу.
Мазор в Рыне
«Мазоры строили в определенных местах. Наши предки знали, где находится мощная энергетическая сила на земле. Считалось, что в мазорах есть духи-покровители, которые могут донести твою просьбу к высшим силам. В этих местах добрая энергетика и сила», – считает житель Лангара Курбоншо.
По его словам, этой энергии не надо бояться, нужно подойти к алтарю и прикоснуться к нему руками, поцеловать свои руки и поднести их ко лбу. Такое действие повторить трижды. Потом постоять и тихо попросить у Бога помощи в решении своей проблемы.
«А как же иначе, в мире все взаимосвязано, и высшая сила обязательно поможет», – убежден Курбоншо.
Он добавил, что, если есть такая возможность, можно оставить в мазоре деньги для бедных. Выходить из мазора надо, не поворачиваясь спиной к алтарю.
Мазор Шои Мардон
В Наматгуте рядом с крепостью Каахка (Кахкаха) стоит мазор Шои Мардон (скорее, Шохи мардон – царь всех мужей). Считается, что он назван в честь Имама Али. По словам жителей кишлака, первоначально мазор стоял на горной возвышенности, на открытой местности.
Мазор Шои Мардон
Однажды во время праздника жертвоприношения, без всякой причины большой казан, в котором варилась ритуальная каша – бодж, сорванахолся с очага и покатился вниз. На том месте, где он остановился, духовные лица решили поставить новый мазор, усмотрев в этом пожелание высших сил.
Шои Мардон в Наматгуте
Мазор Шоисомиддин
В селении Птуп находится мазор Шоисомиддин, который назван в честь одного из исмаилитских проповедников. Как рассказывает житель кишлака Исор Давлатхон Байрамбеков, согласно легендам, примерно, в VII-VIII веках, Имам Джафар Садык прислал в Вахан 5 проповедников, среди которых был и Шоисомиддин.
Проповедники прибыли из Хорасана и разошлись по регионам Памира: Шохкамбари Офтоби (Солнечный) поселился в Лангаре, Шохмубораки Марди Вали – в Дриже, Саид Хасан Зароби в Зебаке (Афганистан), Шохбурхони Марди Вали в Шохдаре, а – Шоисомиддин в Птупе.
Мазор Шоисомиддин огорожен забором, к которому прикреплено множество оленьих рогов. В центре мазора лежат круглые промасленные камни.
Рога и камни – реликты старинных верований. В древние времена на каменных алтарях местные жители ставили лампады, по поводу различных праздников или для упокоения души покойного. Но эти лампады были вытеснены после принятия ислама как признаки огнепоклонничества, а круглые промасленные камни, которые поддерживали лампаду, остались.
Горные козлы и бараны, обитающие в высокогорьях, считаются чистыми, священными животными – «фаришта». Местные жители, считают, что их рога в священных мазорах, стоят на страже добрых дел.
По другому мнению, масло или жир – это символ изобилия и достатка. Считается, что наши предки приносили масло в дар, задабривая духов – покровителей местности. А рога добытых на охоте животных – символическое подношение за удачную охоту.
Шохкамбари Офтоби
Самый крупный в Ваханской долине мазор находится в Лангаре и расположен напротив краеведческого музея. Он назван в честь проповедника Шохкамбари Офтоби (Солнечный).
Шокамбари Офтоби
С виду, это – традиционный, открытый мазор, где много деревьев. Здесь в священные дни и праздники зажигают спандр (наподобие испанда) и сухие лучины из можжевельника, молясь за благополучие предков в другой жизни. Жители совершают в мазорах ритуальное жертвоприношение, готовят еду и раздают ее малоимущим.
Мазор Шокамбари Офтоби
Буддийский монастырь во Вранге
Наряду с мазорами, в Ишкашиме можно увидеть и монастырь. Например, в кишлаке Вранг сохранились развалины буддийского монастыря. Китайский паломник Хой Чао, посетивший Вахан в 726 г., отмечает, что здесь были буддийские монастыри и монахи. Этот монастырь, по некоторым данным, функционировал в IV-VI веках, когда на нынешних территориях Средней Азии и Афганистана правили эфталиты.
Буддийский монастырь, рассеченный черными археологами
Историк Гуломшо Султоналиев говорит, что многие туристы и путешественники, прибывшие посмотреть это место, добираются только до буддийской ступы.
«Они не знают, что это культовый комплекс, включающий в себя не только трехступенчатую каменную ступу. Рядом с ней на крутом склоне горы виднеются вырытые пещеры – гроты, в которых раньше находились кельи монахов. Примерно в 300 метрах выше ступы находится буддийский монастырь, до которого из-за высокогорья крайне трудно добраться», – рассказывает он.
Ступа в буддизме служит хранилищем святых и является важнейшей частью любого буддийского храма.
Буддийский монастырь, снятый сверху
В настоящее время все три яруса буддистской ступы рассечены траншеей. По утверждению известной в советское время ученой – Мирры Бубновой, до 2008 года ступа была целой.
Мирра Алексеевна возмущалась, что на протяжении долгого времени на Памире орудовали «черные» археологи, которые беспощадно разрушили древние памятники.
Кельи
С чего начинается родина?
Для того, чтобы сохранить все исторические памятники, которые находятся не только на Памире, но и по всей стране, необходимо комплексное решение. Нужно систематически вкладывать деньги в их реставрацию и охрану.
Кроме этого, обязательно необходимо ввести в школах предмет по изучению истории родного края, чтобы школьники знали свою историю и бережно к ней относились.
По словам учителя одного из учебных заведений Ишкашима Курбоншо, в школе преподают общемировую историю и историю Таджикистана, но к большому сожалению, детей не учат познавать историю своего края, местности, где ты родился. Это очень важно. Ведь родина начинается именно отсюда.
Правила комментирования
comments powered by Disqus