Есть старинная притча. Построил человек красивый дом по хорошему плану, но на песке, без фундамента. И вот обильные дожди размыли песок и обрушилось строение — семья осталась бездомной. Другой же человек построил дом на каменистой почве и на прочном фундаменте. И когда пришли грозы, дом устоял. Вам не кажется что притча про Кыргызстан?
В начале 90-х годов всем казалось, что все, что от нас требуется — лишь «подписаться» на демократические институты, которые существуют в западноевропейских странах и мы начнем с этим миром сближаться и у нас все будет как у них. Существовало иллюзорное общественное ожидание — демократию мы воспринимали как форму быстрого роста благосостояния и экономического развития.
Наши реформаторы вовсю руководствовались тезисом известного литературно-киношного персонажа Остапа Бендера – «заграница нам поможет!». Заезжие «консультанты» подсказали – проведите разгосударствление и приватизацию, введите частную собственность, обеспечьте идеологический плюрализм, свободу собраний, проводите свободные выборы и т.п. Общенародную собственность «прихватизировали», в обществе имеется полнейший плюрализм, митинги проводятся в бесчисленном количестве, выборы, например, в местные органы власти — проводим чуть ли не каждый квартал, и т.д. и т.п., но — результат у нас почему-то плачевный.
Мы вправе задаться вопросом: почему реформаторы в Сингапуре, Южной Корее, Тайване и других азиатских странах привели свои народы без крайнего обнищания большинства населения и внутренних конфликтов к процветанию, к экономическим чудесам и политической стабильности?
Кыргызское общество сегодня ощущает себя в тупике. Те формы и методы правления из опыта западных демократий, которые мы недостаточно критично восприняли, в Кыргызстане не работают или работают не так, как там. Ожидания и мечты оказались иллюзией, мы оказались у «разбитого корыта» и по нашей обычной традиции маятник общественного «настроения» постепенно набрал ход в другую сторону.
О необходимости идеологической основы для обновления государства
Системный кризис и идеологический вакуум, возникший в середине 80-х годов 20-го века перед распадом Советского Союза и охвативший все три десятилетия становления суверенного Кыргызстана, сказался на качественном развитии кыргызского общества. Сегодня в стране органы государственной власти, абсолютное большинство населения, так называемая «интеллигенция» — все озабочены проблемами материального выживания и мало кто заботится о морально-нравственном состоянии общества.
Но по мере роста численности среднего класса, становления ростков гражданского общества, трансформации в негативную сторону ценностных и духовных ориентиров людей и, в целом, всего общества, становится очевидным — без внятной идеологии преобразований, без программы реформ на основе четко выраженных ценностных и духовных ориентиров невозможно осуществить мобилизацию и общественную поддержку инициатив власти, направленных на создание конкурентоспособного государства 21-го века.
Сегодня по проблеме идеологии государственного строительства существует пестрое многообразие мнений, взглядов и суждений различных социальных групп, представляющих их политиков, общественных деятелей, специалистов. Однако далеко не все эти продукты интеллекта, воли и эмоций носят позитивный заряд – многие из них неконструктивны и даже разрушительны. Как остроумно подметил известный российский сатирик М.Жванецкий: «сейчас стало хорошо разоблачать – и нехорошо хвалить! Огромное количество разоблачающих. Сил уже от них нет!». Стараниями такого рода «разоблачителей» сегодня в обществе создается саморазрушительное мифотворчество, которое в будущем может иметь негативные последствия для государства и общества.
Нельзя построить демократическое правовое государство, нельзя поднять правовую и общую культуру населения, пренебрегая законами, культивируя в сознании людей только отрицательный образ институтов государственной власти, и тем самым дискредитируя не только законность, но и устои государственности в целом. Самое печальное заключается в том, что под необольшевистские лозунги постепенно становится и умеренная оппозиция.
Поэтому вопрос о необходимости идеологической основы для экономических и политических реформ в Кыргызстане — это вопрос не только теории, но и практики политической деятельности. Если власть не в состоянии «самоопределиться» и дать своим гражданам четкие и ясные образы будущего, к которому должна стремиться страна, в таком случае трудно рассчитывать на реальную консолидацию общества и обновление государства. Самое главное, чтобы поиски идеологических обоснований реформ стали реальным стремлением найти новые идеи, способные объединить общество, а не превратились в очередную политтехнологическую игру. От этого и будет зависеть будущее Кыргызстана.
Об идеологии консерватизма
Еще никогда в истории человечества не удавалось построить идеальную политико-правовую конструкцию, каковой является государство. Однако за несколько тысячелетий существования государства человечество все же выработало некие общие принципы, следование которым обеспечивает относительную жизнеспособность, устойчивость и стабильность государственного и общественного механизма.
Одной из таких исторических идейно-политических течений является консерватизм. К сожалению, содержание этого понятия в советской и нашей доморощенной политической теории и практике в основном является ругательным. В советские времена консерваторами клеймили всех, кто полностью не разделял марксистско-ленинскую идеологию.
В эпоху становления суверенной государственности по инерции старого мышления ярлык «консерваторов» навешивали на всех противников ультрарадикальных социально-экономических реформ. При этом, следует отметить, что большая роль в реабилитации консерватизма как позитивного политико-философского течения на постсоветском пространстве принадлежит российским политологам и общественно-политическим деятелям, в частности, В.Никонову, С.Шахраю, В.Суркову и другим. В нашей стране идей консерватизма, на мой взгляд, придерживались известные общественные и политические деятели Т.Усубалиев, А.Масалиев, И.Абдуразаков, А.Карыпкулов, с которыми я имел честь работать в органах власти.
Идеология разумного консерватизма, не копирующая западных аналогов, а учитывающая кыргызскую специфику, необходима для дальнейшего развития Кыргызстана. Именно консерватизм может стать новой идеей, способной объединить и сплотить наше раскалывающееся общество.
Тем более, что беспорядки в США, происходившие в течение лета-осени 2020 года, апофеозом которых стал захват 6 января 2021 года протестующими здания Конгресса, – превратились в глобальный сеанс саморазоблачения страны, которая последние несколько десятилетий методом «пряника и кнута» насаждала в большинстве государств планеты липовые стандарты демократии. В настоящее время США сами уперлись в их лживость.
Во-первых, консерватизм — залог стабильности, предотвращающий поспешные и непродуманные действия, шарахания в политике.
Во-вторых, именно консерваторам обязаны успехами в экономике и социальной сфере многие развитые страны, в каждой из которых действуют партии консервативной ориентации. Любой мало-мальски знакомый с политической историей наш человек в этом плане может вспомнить, например, Англию и лидера консервативной партии «железную леди» М.Тэтчер. В этот перечень следует также включить Германию (многолетнее правление коалиции партий ХДС-ХСС в 50-60-х и во второй половине 80-х г.г.), Индию, Малайзию, Сингапур, Китай, Тайвань, Японию и т.д.
Одним из главных творцов современной идеологии консерватизма является Ли Куан Ю, в прошлом выдающийся сингапурский государственный деятель, который считал: «Избыток демократии ведет к распущенности и беспорядку, которые мешают и вредят развитию страны». Запад воспринимает демократию как религию, как форму правления, столь «священную», что он готов разбомбить ту или иную страну до последнего камня, чтобы посеять там семена демократии. Однако, с точки зрения Ли Куан Ю, «демократические методы сами по себе не обладают истинной ценностью. Все дело в качестве управления». Сингапурский лидер считал, что главной обязанностью государства является формирование «стабильного и упорядоченного общества», в котором человеку обеспечивается право на достойную пищу, жилье, работу и здоровье.
Ли Куан Ю пробыл у власти с 1959 по 1990 год. За это время он привел свою страну в эпоху потрясающего экономического роста и диверсификации. Когда он стал премьер-министром, ежегодный доход на душу населения составлял 400 долларов США, а к началу 21-го века – около 56 тысяч долларов. Как в Сингапуре смогли добиться такого успеха? В первую очередь, Ли Куан Ю отказался от идеи об универсальном характере западных демократических ценностей. Как любил говорить сингапурский премьер, «я не верю, что можно внедрить в стране те или иные стандарты, которые чужды ее народу и не связаны с ее историческим прошлым» (прим. – выделено автором статьи).
Наконец, как показывает мировой опыт, консервативные идеи особенно ценны и продуктивны в те периоды, когда общество переживает эрозию веры в общественно-политические институты, морально-этические ценности, когда подорвана дисциплина, растет преступность, пренебрегают правовыми и нравственными нормами. В настоящее время такой сложный период переживает наш Кыргызстан.
Основные принципы консервативной идеологии
Консерватизм отстаивает сохранение лучших элементов существующей общественной системы и выступает за возрождение или укрепление традиционных для этого общества морали, нравственности и других основополагающих ценностей. При этом, консерватизм подразумевает исключительно эволюционный путь развития, поскольку радикальное переустройство государства и общества, как правило, чревато непредсказуемыми последствиями. В этом консерваторы отличаются от большевиков, социал-демократов и либеральных демократов.
1. Исходный пункт консервативной идеологии лежит в уважении к традиции как универсальной ценности и принципу. Политические задачи, методы их реализации должны быть приспособлены к обычаям, национальным традициям. Когда стране навязывают схемы, противоречащие ее национальному менталитету, культуре, возможна только катастрофа. Консерватизм предполагает уважительное отношение к своему прошлому, к истории. Нельзя топтать своих предков и прошлое. Не может совершать великих дел страна с оплеванным и растоптанным прошлым. Каким бы ни было прошлое — это наше прошлое. Возрождение народа, прежде всего духовное, возможно только через обращение к ее вековым традициям нравственности, трудолюбия, патриотизма, семейных ценностей.
2. Консерватизм предполагает, что политики обязаны руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений и апробированной практикой, нежели решать каждый вопрос на основе личных мнений и амбиций, которые в большей степени бывают ошибочными. Консервативное мышление идет от жизни, оно чуждо конструированию, а тем более навязыванию обществу абстрактных схем «светлого будущего», европейской модели демократии, тем более извне, в частности, ОБСЕ, США, международными организациями. В этом смысле консерваторы — антиутописты, но — прагматики.
3. Консерватизм вовсе не идеализирует общественные устройства в прошлом и не опровергает всякие изменения и реформы. У консерваторов просто иной подход к реформам, который предполагает предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, в совокупности. Консерватизм всегда предпочитает известное неизвестному. В реформировании общества консерватизм не ставит задачу по разрушению существующего, пока не будет убеждения, что на смену придет что-то лучшее.
Консерваторы никогда не согласятся на безответственные эксперименты над страной и ее народом. Совершенно негодны те реформы, которые проводятся во имя будущего, но наносят ущерб ныне живущему поколению. «Я — сторонник целесообразных мер, продиктованных моментом. Я хотел бы видеть своих современников обеспеченными и более счастливыми. Если моя деятельность в этом направлении окажется, против ожидания, полезной и потомкам, что ж, тем лучше. Но я ни за что не пожертвую счастьем моего поколения ради принципов, пусть самых благородных, и ради истины, пусть самой высокой» – так выразил свое кредо Уинстон Черчиль, выдающийся консерватор всех времен и народов.
4. Для консервативной идеологии понятие свободы священно, поскольку она одна, воплощенная в принципы демократии, способна защитить общество от угрозы политического и экономического деспотизма. Но у свободы имеется одна существенная особенность, известная как парадокс свободы, который заключается в том, что свобода упраздняет саму себя, если она не ограничена. Неограниченная свобода означает право сильного подчинить себе и лишить свободы слабого. Поэтому консерватизм отстаивает такое ограничение свободы государством, при котором закон защищает свободу каждого человека.
5. Из содержания и духа консервативной идеологии вытекает важнейшее положение о необходимости формирования и внедрения в обществе формулы поведения, которую можно охарактеризовать как законопослушание. Что это означает? Прежде всего, должен существовать у всех государственных органов, граждан своего рода настрой на строжайшее исполнение и соблюдение законов, всех юридических норм. Недостаточно принять хорошие, отработанные юридические документы, нужно еще, чтобы в обществе как бы витал принцип: «законы должны исполняться». Если общество заинтересовано в осуществлении всего того, что записано в юридических документах, то объективно необходим этот общественный настрой на точное и строгое исполнение и соблюдение законов.
Иначе говоря, нужен особый режим государственной и общественной жизни, который и называется законностью. Необходимо относиться к закону как к святыне, незыблемой, нерушимой основе общественной жизни.
Законность — одно из немногих общественных явлений, которое строится строго по принципу «или – или»: или безусловная, без каких-либо изъятий, законность везде и всюду, или ее крушение, если допускается отступление от ее строжайших требований даже в самом малом. Ибо дозволенность нарушать законность в «самом малом», «по уважительным причинам», «иногда» — на деле означает допустимость отступления от нее в любом случае и всегда — разве трудно обосновать, что именно данный случай «самый уважительный для общественного же блага»?
Вот почему надо с осторожностью подходить к критике соблюдения даже устаревших нормативных правовых актов, с должным вниманием и пониманием относиться к деятельности судей, работников правоохранительных органов по поддержанию правопорядка. Руководствуясь при этом древнеримским общеправовым принципом «Dura lex, sed lex» — закон суров, но это закон, поэтому соблюдать его надо в любом случае. Альтернативой праву, законности, как правило, является одна из самых страшных бед для человеческого общества – охлократия, произвол, своеволие, беззаконие.
6. Консерватизм рассматривает людей и общество такими, какие они есть. Если бы все люди были ангелами, то не понадобилось бы ни государство, ни его силовые структуры. Люди — не одинаковы: хорошие и плохие, трезвенники и алкоголики, талантливые и бездарные. Идеи всеобщего равенства, выдвигаемые идеологами-утопистами, большевиками и социалистами, всегда оборачивались еще большим неравенством, которое держалось на лицемерии и насилии.
Более того, равенство всех без исключения людей — невиновного и преступника, дурака и умного — не только абсурдно, но и опасно для общества. Всеобщее равенство — безусловный враг свободы, таланта, инициативы и работящих рук. Люди должны иметь равенство прав и возможностей для реализации своих способностей, но не равенство результатов вне зависимости от способностей. Место и функции людей в общественном организме отличаются друг от друга, а значит, неизбежно существование различных общественных групп, отличающихся экономическим положением, политическими интересами и другими характеристиками друг от друга. И совершенно естественны иерархические структуры, отдельные компоненты которых обеспечивают жизнеспособность и единство всего общества и способны противостоять господству посредственности, некомпетентности и охлократии. Консерватизм в отличие от большевизма полагает, что кухарки не должны управлять государством.
7. Консерватизм исходит из того, что одной из основных гарантий свободы человека является частная собственность. Она является следствием и выражением человеческого разнообразия, и без нее истинная свобода невозможна. Частная собственность — основа экономической демократии, без которой немыслима демократия политическая. В то же время, общественная собственность в необходимых самому обществу пределах — неизбежна, а в каких-то сферах и единственно возможна. Но консерватизм отвергает абсолютное господство госсобственности, которое приводит, с одной стороны, к ее узурпации чиновничьей номенклатурой, а с другой — к всеобщей безответственности и разбазариванию общественного достояния.
8. Согласно консервативной идеологии оптимальное развитие происходит тогда, когда двигатель процесса находится не в правительстве, а в обществе. В современных цивилизациях перемены, обеспечивающие экономический рост, происходят, в основном, сами по себе, без участия власти. До такого идеала нам, конечно, еще далеко. Но необходимо добиваться, чтобы общество получало максимальные возможности для саморазвития как условия экономического роста, а власть брала на себя функцию создания благоприятных условий для экономики и смягчения тех ударов, которые могут порождаться экономическими трудностями.
Таковы сущностные характеристики консервативной идеологии. На мой взгляд, идеология консерватизма может и должна стать основой нового курса на обновление страны, объявленного главой государства С.Жапаровым в обращении к народу при вступлении в должность 28 января 2021 года. Потому что консерватизм отвечает традициям и интересам кыргызского народа и государства на современном этапе развития.
Правила комментирования
comments powered by Disqus