Антироссийская риторика Вашингтона с приходом к власти Джо Байдена снова набирает обороты.
Принято считать, что удары по российской экономике отражаются и на нашей, казахстанской. Также как и курс российского рубля влияет на тенге. Чего ожидать в этот раз, мы спросили экспертов.
Байден — это серьезно?
Экономист и социолог Тимур Айсаутов считает, что риторика Байдена просто «элемент обязательной программы». И совершенно необязательно выльется во что-то более ощутимое, чем было раньше.
— Придя к власти, Байден должен был подтвердить собственные политические приоритеты — как внутренние, так и внешние. Что он и выполнил. Этого стоило ожидать. Но насколько серьезные будут последствия, вот в чем вопрос? — сказал Айсаутов.
По мнению эксперта, проводимая санкционная политика себя уже исчерпала и повредить России уже не может. А выходить на какой-то новый уровень нельзя, потому что это может нанести вред не только РФ, но и на более глобальном уровне. Вплоть до Евразийского континента в целом. А это очень осложнит отношения с ЕС и международно-политическое положение.
— Но политические дивиденды никто не отменял. Поэтому санкции наверняка введут, но все такие же совершенно неэффективные. Более символического, нежели реального характера. Например, «наскребут» еще 15-20 политиков, два-три предприятия — и введут против них. И будут продолжать регулярно, просто чтобы показать, кто есть кто, — считает Айсаутов.
Соответственно, на нас новый санкционный пакет никоим образом не отразится.
— Другое дело, что на нас могут отразиться внутренние решения в самой России. Наши экономики очень сильно связаны, мы все в единой экономической зоне, — резюмировал эксперт.
Волатильность тенге может возрасти
Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners, обратил внимание, что некая нервозность на российском рынке наблюдалась уже после возвращения Навального в Россию и его ареста. Но продлилась недолго: уже сейчас государственный долг страны и акции компаний активно растут в цене.
— Дело в том, что инвесторы, в том числе иностранные, уже привыкли к санкционной риторике из США и Европы, вследствие чего какой-то излишне эмоциональной реакции не следует.
Действительно сильно участники рынка готовы переживать за запрет на участие иностранных фондов в аукционах ОФЗ от минфина и отключение страны от SWIFT. В данный момент инвесторы делают ставку на очередные персонализированные ограничения в отношении чиновников или бизнесменов, тогда как в принятие широких экономических санкций они не верят, — сказал Джумекенов.
Кроме того, отметил эксперт, на торговые отношения России и Казахстана повлияла российская же дедолларизация. Которой в свою очередь поспособствовали геополитические риски.
— В данный момент порядка 74% всех расчетов внутри ЕАЭС осуществляются в нацвалютах.
Постепенно планируется увеличение расчетов в национальных валютах между ЕАЭС и Китаем, который также находится не в самых лучших отношениях с США, — сказал он.
При этом антироссийские санкции главным образом оказывают влияние на курс тенге. Если в Министерстве национальной экономики или Нацбанке и говорят о каких-то действиях по минимизации негативных последствий санкций, речь идет именно о росте волатильности курса тенге.
Мы слишком зависим от импорта
Также Джумекенов упомянул несколько косвенных рисков. Санкции способны привести к замедлению российской экономики и, как следствие, к снижению спроса на продукцию казахстанского экспорта. А товарооборот между нашими странами в 2020 году превысил 18 млрд долларов. Кроме того, санкции могут привести к оттоку капитала из России, снижению стоимости рубля и ускорению инфляционных процессов в том числе и в Казахстане за счет импортных российских товаров
— Минимизировать последствия можно путем диверсификации как экономики, чтобы меньше зависеть от импорта (порядка 40% его приходится на Россию), так и торговых отношений. Сейчас товарооборот с Китаем, Италией, Кореей и прочими партнерами растет главным образом за счет увеличения продаж сырья и роста импорта разнообразных товаров: большая часть продукции на казахстанском рынке имеет заграничное происхождение
До тех пор пока зависимость от импорта будет сохраняться, а собственное производство ограничиваться природными ресурсами, волатильность курса тенге будет сохраняться, — резюмировал он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus