11 февраля Министерство юстиции про провело онлайн-совещание по вопросу объединения юристов в республиканскую коллегию. На этот раз — за закрытыми дверями.
Сейчас над проектом поправок в закон об адвокатской деятельности и юридической помощи работают в Сенате. Самые горячие споры вызывают несколько норм.
Во-первых, о создании республиканской коллегии юрконсультантов по примеру аналогичной коллегии адвокатов.
Во-вторых, об обязательном участии в коллегии всех палат юрконсультантов. Их в Казахстане более 80.
В-третьих, об обязательной уплате всеми палатами членских взносов за каждого юриста в размере не менее 1 МРП в месяц.
Эти нормы раскололи юридическое сообщество на 2 лагеря. В первом состоит минюст и столичная Ассоциация палат юрконсультантов, созданная на базе Казахстанского союза юристов. Во втором — все остальные практикующие юристы страны. Их по меньшей мере 10 тысяч.
Первые утверждают, что объединение объективно нужно для улучшения качества оказания юридических услуг населению. Вторые опасаются тотального контроля со всеми вытекающими последствиями, вплоть до отстранения от профессии. Кроме того, дополнительные членские взносы увеличат стоимость юридической помощи, что негативно в социальном плане.
На самом деле несогласные юристы считают, что поправки принимаются ради денег — по самым скромным подсчетам ежегодно коллегия будет собирать 300 млн тенге
Вторая причина — монополизация профессии.
Ну а министерство юстиции, за плечами у которого уже есть удачный опыт принудительного объединения всех нотариусов, частных судисполнителей и адвокатов, неприкрыто поддерживает скандальный законопроект. И если раньше оппоненты дискутировали на открытых площадках, то теперь минюст перешел на новую ступень обсуждения — втихаря от несогласных
Тем самым ведомство нарушило принцип гласного и публичного обсуждения законопроекта, который коснется огромного количества специалистов.
Предлагаем дословную расшифровку самых ярких заявлений, сделанных на закрытой «тусовке» юристов 11 февраля.
Надо торопиться
Евгений Кинцель, палата юридических консультантов г. Петропавловска:
— У меня тоже есть предложение. Дело в том, что как правильно сказал Абдыкарым Арынович (Акжанов, представитель Казахстанского союза юристов — ред.), наши противники тоже не дремлют. И у меня самое главное опасение было, и я обсуждал это с Абдыкарымом Арыновичем, что как только этот закон вступит в силу, могут подать на регистрацию палаты наши противники.
Поэтому я предлагаю провести съезд о создании коллегии сразу же, как только вступят в силу эти поправки. Не откладывать, не ждать
А если получится, буквально на другой день. Потому что здесь действует правило первого. Кто первый зарегистрировал палату, тот в общем-то и является легитимным. Поэтому вступит в силу этот закон, я был бы сторонником, чтобы прямо на другой день проводить (съезд коллегии — ред.). И чтобы наша легитимность подтверждалась тем, что мы первые зарегистрировали. Потому что, как я сказал, это закон психологии — кто первый, тот и легитимен. Все остальные будут восприниматься как раскольники.
Нурлан Сихимбаев, адвокат:
— Ну, оргработу надо проводить большую. Вам надо банк какой-то сформировать. Это же очное голосование. Сейчас пандемия, большое количество людей собрать не позволят. Представительство какое должно быть? Это все надо рассматривать.
Евгений Кинцель:
— Дело в том, что технические вопросы, на мой взгляд, решить можно. Было бы желание. Если желание о проведении съезда будет, мое предложение по дате.
Потому что, я думаю, мы приблизительно будем знать, когда вступит в силу этот закон. Да я думаю, даже будем точно знать. Поэтому как только дата вступления в силу закона определится, сразу собирать съезд. Потому что наши противники тоже не дремлют. Вот это мое предложение.
Жесткие подходы минюста
Абдыкарым Акжанов:
— Я по этому предложению хотел немного добавить. Опять же, пользуясь тем же опытом работы в минюсте, я помню, как создавались республиканские палаты нотариусов, судебных исполнителей.
Уполномоченный орган это организовывал. В принципе, там были всякие эксцессы. Но тогда еще ответсекретарь — нынешний министр — жестко это пресек, жестко провел
В принципе, я так думаю, госпожа Атагазиева доведет, надо, чтобы опять же под его руководством все это провели. Последний раз, когда там проводили съезды, кто-то раскольники в одном здании, кто-то в другом месте. Он просто сделал жестко — вот именно в здании Министерства юстиции (провел съезд — ред.).
Все приехали, проголосовали. А те, кто там в стороне был, раскольники, они остались в стороне. И многие из них потом горько жалели, что выступали против
Поэтому здесь, я думаю, надо, чтобы уполномоченный орган в этом плане провел организационную работу. Ну а по срокам — там как только закон если подпишут, там и будут оговорены сроки. Хотя сенатор Сафинов говорит — 6 месяцев. Ну, он пошел на поводу у оппонентов — 6 месяцев дайте нам на раскачку. Я так думаю, надо будет все-таки добиваться, чтобы не шесть месяцев, а именно по мере готовности. То есть две трети регионов если будут готовы палаты провести съезд, а почему бы нет?
Один город Алматы не сможет провести. Пускай хоть они все 40 палат соберут, они провести уже не смогут, поскольку там жесткое требование закона будет — две трети регионов.
Они все лезут и лезут
Кроме яркого выступления Евгения Кинцеля из Петропавловска, не менее решительно в поддержку поправок выступил Александр Бочаров из Караганды.
Абдыкарым Акжанов:
— Готовьтесь выступить завтра (12 февраля на специальном «круглом столе» — ред.), потому что там локтями толкают. То Ватаев (адвокат Сергей Ватаев — ред.), то Пономаренко (юрист Александр Пономаренко — ред.), то Алиев (юрист Фарид Алиев — ред.). Они все лезут, лезут. Завтра вот как раз будем модераторами, будем представлять в Караганде, Петропавловске. В общем, все регионы — запад, север, юг и восток. Я неоднократно подчеркивал — ребята, чего вы все говорите только за город Алматы? Вот мы представляем интересы всех областей — Атырау, Караганда, Петропавловск, Кызылорда. Говорили все, когда мы уже вживую там требуем.
Когда мы там не присутствуем, они там сами в своем узком кругу сидят и поливают. Самое главное, настолько поливают, что я иногда удивляюсь терпению Министерства юстиции
Оно уже давно могло бы обратиться за защитой чести и достоинства в отношении господина Алиева, который там в коррупции обвинял, блин, министерство юстиции. Коррумпированное учреждение вместе с АО «НИТ». Ну это вообще.
Уходим, нас подслушивают!
Александр Бочаров:
— Тут уже доходит до абсурда. Мне самому, я относительно молод, но когда я слышу, какие заявления звучат и какие выражения применяются при законотворческом процессе, это вообще недопустимо. На самом деле я тоже поражен, насколько Министерство юстиции может быть солидарно.
Как говорится, когда собираются два юриста, появляются три мнения. Здесь необходима поддержка уполномоченного госоргана
Причем самой высшей его ступени для того, чтобы как-то все-таки посодействовать. Потому что все эти изменения очевидны. Они неизбежны. Мы в XXI веке живем, интеграция в информационной системе и четкое определение статуса юридического консультанта необходимо. Спасибо.
Евгений Кинцель:
— Абдыкарым Арынович, просто я хочу подчеркнуть, что я говорил по поводу съезда. Когда этот закон будет принят, если кто-то считает, что на этом борьба закончится, я просто вижу по своим противникам. По той же Зареме Борисовне (Зарема Героева, палата юрконсультантов СКО — ред.) борьба не закончится. Как раз тогда борьба самая ожесточенная и начнется. Поэтому нам надо быть готовыми к тому, что борьба не закончится.
Абдыкарым Акжанов:
— Я насколько понял, поскольку завтра Елюбаева (Жумагельды Елюбаев, председатель ассоциации «КазБар» — ред.) нет. Его заместителя, этой Айгуль (юрист Айгуль Кенжебаева — ред.) нет.
Значит, они уже готовятся ко второму раунду в борьбе за съезд, за проведение съезда чуть ли не в Алматы. И чтобы коллегия находилась в Алматы
Это уже чувствуется. Сколько я уже их знаю, они постоянно работают на два фронта. Не получилось так — пойдем так.
Представитель Министерства юстиции:
— Извините, уважаемые коллеги. Я хотела сказать, что у нас сейчас, видимо, из присутствующих ссылку направляют другим консультантам и адвокатам. И подключаются лица, которых, в принципе, мы не приглашали на данную конференцию. Поэтому я предлагаю на этом завершить. Наверное, и так всем все понятно. Единственное, хочу сказать: да, надо быть активными. И самое главное, не молчать. Спасибо за участие, до свидания.
Минюст вездесущий
Видеозапись этой дискуссии есть в распоряжении редакции. Как выяснилось, 12 февраля минюст совместно с Казахстанским союзом юристов проведут «круглый стол». Все по тому же вопросу.
Мы попросили юриста Фарида Алиева, чье имя упоминалось на совещании, прокомментировать последние действия инициаторов поправок в профильный закон о юристах.
— Дело в том, что Ассоциация палат юридических консультантов, одним из руководителей которой является г-н Акжанов, постепенно разваливается, — утверждает Алиев. — Регионы не поддерживают линию центра — Мангистауская область недавно вышла, ЗКО, Актобе тоже не входят в их ассоциацию. Многие палаты не в состоянии платить огромные членские взносы. А для ассоциации принципиально важно показать, что они представляют всю республику.
По факту у них две-три палаты, которые активно поддерживают поправки. Остальные — против даже внутри ассоциации
И это еще при административном ресурсе. У нас же в Алматы добровольное объединение палат. Нас реально больше, поэтому это сильно раздражает столичную ассоциацию. 12 февраля они готовятся выступать на «круглом столе». Непонятно, почему минюст организует совещание по этому поводу и раздает директивы палатам, которые по идее должны быть независимыми? Складывается впечатление о некоторой заинтересованности. Почему минюст не позвал нас? Почему обсуждали, как правильно бороться с нами, как голосовать, как говорить? Какие-то «боевые листки».
Нас называют противниками, готовятся к борьбе с нами. Неужели нет более важных дел?
Г-н Акжанов довольно часто делает интересные заявления и дает экспертную юридическую оценку тем или иным фактам и процессам. Думаю, чем больше он будет участвовать на различных мероприятиях минюста и круглых столах, тем лучше юридическое сообщество станет понимать всю пагубность принятия этих поправок. Он лучше многих из наших единомышленников объясняет, почему нам эти поправки не нужны и почему не нужна республиканская коллегия и его «кадровый резерв».
Кстати, Абдыкарым Акжанов, утверждая, что столичную ассоциацию, лояльную минюсту, поддерживают юристы в регионах, лукавит. В ближайшее время мы опубликуем мнения региональных представителей юрсообщества.
Правила комментирования
comments powered by Disqus