Нет, конечно, они не близнецы и даже не братья. Один этнический китаец, а другой типичный англосакс. Но их объединяют два момента: оба послы своих государств в Бишкеке, то есть США и Великобритании, и у обоих одна задача – создать в Кыргызстане выгодное их странам политическое пространство, где они будут диктовать правительству республики свои условия. Почти сиамские близнецы, правда, один из них старший брат – американец.
Посол США Дональд Лу всем нравится. Он всегда улыбается, говорит четко, вдумчиво, почти всегда по делу. Иногда поздравляет кыргызстанцев с каким-нибудь праздником на кыргызском языке. Понятно, что когда записывается видео, то перед ним стоит монитор, откуда он и черпает слова. Но на это мало кто обращает внимание. Многим он нравится. А если учесть его чисто азиатскую внешность...
А еще господин Лу старается всячески демонстрировать свое уважение к местным традициям. Будучи еще заместителем посла в Кыргызстане в 2003-2006, он как-то поехал на юг республики, в Ала-Букинский район на открытие комплекса исламского зодчества «Шах-Фазиль» после реставрации, которая была проведена на деньги американцев. Он был вежлив и скромен при общении с местными властями и жителями. И даже преклонил колени, когда старейшины читали молитву перед открытием мавзолея. Он умеет быть хорошим, умеет нравиться.
Но стоит напомнить, что он занимал пост заместителя посла как раз тогда, когда в Кыргызстане случилась первая «революция». Помнится, тогдашний посол Стивен Янг активно колесил по югу страны, где и начались волнения. Лично встречался с НПОшниками, оппозиционерами. Например, он лично наблюдал, как толпа штурмует здание Джалал-Абадской областной администрации. В это же время Дональд Лу, как заместитель посла, оставался в Бишкеке и прикрывал тыл своего начальника. Именно ему принадлежат слова о том, что Аскара Акаева свергли «не из-за демократии, а из-за нехватки демократии». Так что, опыт по подготовке «революций» у него есть. Вдобавок до того, как стать послом в Кыргызстане, он руководил дипмиссией США в Албании, тоже неспокойной стране, по соседству с таким «врагом» как Сербия и «другом» Косово. То есть Дональда Лу вполне можно причислить к послам-экстремалам.
Его «младший брат» Чарльз Гарретт также засветился на Балканах, а именно в Македонии, где он был послом, притом по активности он переплюнул «старшего брата». Именно британскому послу принадлежит заслуга в том, что Македония вступила в НАТО. Гарретт усиленно, тратя миллионы долларов на гранты оппозиции и НПО, проталкивал в премьеры Зорана Заева, прозападного политика. Например, будучи руководителем неправительственной организации «Общественный центр Струмицы» в столице страны, он получил в виде грантов порядка 40 миллионов долларов всяческих грантов. На такие деньги вполне реально поменять власть в неспокойной стране.
Американцам не нравилась внешняя политика тогдашнего лидера страны Груевского, «которая шла вразрез с ожиданиями западных покровителей Заева: он отказался вводить санкции против России, принял сторону Сербии по «косовскому» вопросу, а также выразил готовность Македонии участвовать в тогда еще актуальном проекте «Южный поток». Придя к власти при содействии британского посла Чарльза Гарретта, Зоран Заев вместе со своей командой провернул дельце – протащил свою страну в Североатлантический блок. А вот если говорить об экономике и социальной жизни страны, то никаких успехов Заев не достиг. Ситуация в стране аховая. Буквально на днях, а именно 27 февраля, оппозиция устроила митинг в столице, которую разогнали, но при этом пострадало 11 полицейских, а сколько простых участников пострадало, не говорится. Страна на грани развала. Никто Заева за это не журит на Западе. А Гарретт за свои заслуги по совокупности получил орден Британской империи.
Теперь он свои умения оттачивает на Кыргызстане. Перед октябрьскими выборами он активно встречался с руководителями грантовых неправительственных организаций, а во время волнений в день выборов и после координировал их действия. Но в обычное время он в тени, может выступить по ТВ и поздравить с каким-нибудь праздником, активничает также его жена, то накормит врачей, борющихся с коронавирусом, то засветится на благотворительной акции. За Гарретта в эфир с громкими заявлениями выходит «старший брат». Так, Дональд Лу гневно критиковал власти за слабую борьбу с коррупцией, особенно в деле Раима Маираимова. По большому счету, да и малому тоже, это называется вмешательством во внутренние дела страны пребывания.
С подачи именно Дональда Лу и Чарльза Гарретта всяческие послушные им НПО внутри страны и международные организации стараются влезть во внутреннюю политику страны со своими советами. Стоит на помнить, что на днях всемирная правозащитная организация Human Rights Watch, точнее отдел Европы и Центральной Азии, обратился к президенту Кыргызстан с рекомендациями, где, в частности, говорится, что «действующий состав парламента должен воздерживаться от рассмотрения и принятия таких крупных законодательных инициатив, как конституционная реформа». Рекомендация рекомендацией, но вот слово «должен», мягко говоря, смущает. Диктовать что делать парламенту чужой страны это уже наглость.
Послы США и Великобритании полагают, что внутренняя и внешняя политика властей Кыргызстана должна согласовываться с ними. Это их задача максимум.
Правила комментирования
comments powered by Disqus