5 марта на заседании правительства по итогам двух месяцев развития Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов высказал недовольство показателями нефтегазового комплекса и поручил вице-премьеру Шахыму Абдрахманову совершенствовать работу госконцернов «Туркменгаз», «Туркменнефть» и Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов.
«В случае необходимости, — сказал президент, — найдите новых руководителей — молодых, способных, которые будут энергично трудиться, направят все усилия на пользу дела и на благо страны».
Однако только ли в руководителях дело?
Источник turkmen.news в нефтегазовой отрасли заявил, что вся страна давно превратилась в президентский карман, а все банки и доходоприносящие государственные предприятия — в «дойную корову».
«Госконцерны «Туркменгаз», «Туркменнефть» и особенно Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) — самое денежное на сегодня госпредприятие Туркменистана — по одному лишь приказу президента обязаны оплатить из своих собственных средств любую его прихоть», — говорит источник.
Большинство этих прихотей задумываются как бы во благо государства и его имиджа; примером мог бы служить Олимпийский городок, многомиллиардное строительство которого было осуществлено к Азиатским играм 2017 года за счет госбюджета. Однако Бердымухамедов одним росчерком пера может заставить любое государственное предприятие оплатить и свои собственные нужды.
В качестве примера источник прислал несколько президентских указов. Один из них, датированный 27 июня 2017 года, гласит, что президент дает разрешение предприятию «Туркменнефтегазстрой» заключить контракт с турецкой фирмой «Полимекс» на капитальный ремонт дворцов «Хазар-1» и «Дениз» в национальной туристической зоне «Аваза».
Оба объекта на берегу Каспийского моря являются государственными резиденциями Бердымухамедова. Стоимость контракта — $5 620 584. Оплатить счет, включая все таможенные и биржевые сборы, предписано Туркменбашинскому комплексу нефтеперерабатывающих заводов.
Согласно другим документам, имеющимся в распоряжении turkmen.news, ТКНПЗ по прямому указу президента в разные годы оплачивал:
- Счет на покупку оборудования для амфитеатра в 2012 году у китайской компании Jiangsu Guotai (сумма контракта — $8 734 895).
- Счет на установку сцены в русле искусственной реки на Авазе и покупку фейерверков в 2013 году у китайской фирмы Forever Wise Limited (сумма контракта — $14 500 878). Так получилось, что празднование недели культуры «Аваза-2013» совпало с днем рождения Бердымухамедова и как раз на этой сцене выступала американская певица Дженнифер Лопес, пропевшая в конце имениннику «Happy Birthday, Mr. President», за что позднее, после критики международных правозащитников и дабы не запачкать свою репутацию, ей пришлось извиниться.
- В том же 2013-м президент обязал Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов украсить светодиодными панелями трассу, ведущую из аэропорта Туркменбаши в туристическую зону «Авазу». Сумма чека — $6 687 984. Согласно указу, все оборудование затем должно быть безвозмездно передано хякимлику г. Туркменбаши.
- Счет на покупку в 2014 году очередной партии пиротехники у фирмы Forever Wise Limited. На этот раз сумма контракта в разы меньше — $2 835 000.
- Счет на покупку фейерверков в 2015 году у той же китайской фирмы (сумма контракта — $3 477 408).
Источник turkmen.news в Центральном банке Туркменистана подтвердил подлинность этих документов и указанных в них сумм.
Источник, приславший документы, говорит, что 36 с лишним миллионов долларов (без учета капремонта бердымухамедовских дач на Каспии) — это лишь капля в том же Каспии, а по факту ТКНПЗ оплачивает счета на сотни миллионов. Ничего из вышеперечисленного не относится непосредственно к ТКНПЗ, Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов лишь «дойная корова» для оплаты прихотей Бердымухамедова.
«И ни один руководитель предприятия, министр или вице-премьер не заикнется о том, с какой стати их организация должна покрывать эти незапланированные расходы, — говорит источник. — Зато спустя время вдруг выяснится, что «Туркменгаз» или ТКНПЗ не приносят достаточно прибыли».
Все перечисленные траты — лишь относительно крупные затраты туркменского нефтегазового комплекса, но есть еще и мелкие «повседневные расходы». По информации источника turkmen.news, в доковидные времена, когда границы были открыты и в стране проходили международные мероприятия, предприятия нефтегазового комплекса по указу президента оплачивали проезд, проживание, питание и подарки участникам различных конференций, симпозиумов и спортивных соревнований. И таких мероприятий проводились десятки.
«Даже небольшие суммы мешают работе компаний, — отмечает источник. — В любой организации существуют такие понятия как «планирование» и «бюджетирование». Если по указу главы государства нужно заплатить за что-то непредвиденное — без проблем, но потом эти затраты нужно покрыть чем-то другим. Чем?».
Что касается «молодых и энергичных руководителей», то такие в нефтегазовой отрасли были. В свои 30 лет главой ГК «Туркменгаз» стал Мурад Арчаев, руководивший крупнейшим госконцерном два с половиной года — с декабря 2017-го по июль 2020. После нескольких строгих выговоров Бердымухамедов снял его с должности и отправил в… Овадан-Депе, но не в печально известную тюрьму, а в одноименное местечко. Как говорят, он поставлен там руководить заводом по производству бензина из природного газа. Завод этот, по информации источников turkmen.news, практически ничего не выпускает.
Видимо, не в руководителях такого ранга дело. Поумерить аппетиты нужно самому главному руководителю.
Правила комментирования
comments powered by Disqus