90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Иван Каменко: Трайбализм, коррупция и популизм - основные причины митингов в Кыргызстане

30.08.2013 14:20

Общество

Иван Каменко: Трайбализм, коррупция и популизм - основные причины митингов в Кыргызстане

Институт общественной политики обратился к экспертам с вопросом о том, что является движущей силой и каковы истинные причины протестов в Кыргызстане.

По словам Ивана Каменко, директора Агентства управления конфликтами «Egalitee» истинная причина митингов – это безвластие, безволие властей, слабость государственной власти и государственного управления:

«С одной стороны, произошло усиление контроля, внимания, расширение полномочий, а с другой стороны, мы видим полное отсутствие ответственности за принятые решения.

Зачем нужен контроль, если нет ответственности, зачем нужны полномочия, если в итоге нет позитивных изменений? Конечно, движущей силой протестного движения является колоссальная разница между заявленной, декларируемой суммой обязательств государства перед народом и реальным исполнением этих обязательств. К этим большим обязательствам относятся популистские предвыборные высказывания о социальном государстве, демократии, правовом государстве. В итоге это все разбивается о трайбализм, коррупцию, популизм, реальное бессилие на местах, очковтирательство, отсутствие какого бы то ни было прогресса в экономической, политической, социальной областях. Это и есть глубинный двигатель митинговых страстей.

Ко всему прочему здесь играет немаловажную роль попустительство властей на митинги как таковые, то есть на глазах у всей страны прошел неудачный митинг Ташиева с попыткой взятия Жогорку Кенеша, и в результате следствие развалило это дело в суде благодаря непрофессионализму следственных органов.

Это все явилось причиной всестороннего разочарования во власти. Власть не может долго держаться на волне популизма и обещаний, тем более в условиях, когда ничего не развивается. Конечно, нужно, чтобы кто-то взял на себя ответственность, признал свою вину и понес наказание за проделанные действия. Но это не должно происходить как раньше, когда сместили предыдущего правителя и никто не понес ответственности за развал страны.

Здесь стоит вспомнить, что демократия - это не только власть народа, а все-таки ответственное народное правление. Концентрация огромного количества митингов в стране является признаком слабости власти. Власть толпы – это уже охлократия.

Когда проходят митинги, люди приезжают из регионов, выходят на площадь, что-то требуют, кричат, пишут транспаранты, их оцепляет милиция.

Кто-то выходит, что-то обещает: рассмотрим, улучшим, углубим, расследуем, назначим комиссию. В лучшем случае принимается какое-то постановление и дается поручение в какое-то министерство для того, чтобы разобраться, исследовать, расследовать, улучшить, принять решение и так далее.

Как максимум, реакция на митинги – это какое-то кадровое решение, кого-то сняли, сместили или уволили.

Мы недавно пережили очень жесткое напряжение в Иссык-Кульской области: перекрытие дорог, волна митингов, насилие, захват РОВД, введение чрезвычайного положения.

Как власть вышла из этой ситуации? Власть поменяла главу администрации, но это не решило проблему. По сути, происходит “девальвация” власти. Неужели ничего более умного, дальновидного наши правители не могут придумать, кроме как по старинке менять глав?

Естественно, со сменой главы губернаторства появился новый пакет обещаний: решить, углубить, прийти на переговоры, отстоять интересы государства и так далее.

В реальности выходит, что проблему заболтали, но не решили, никто не понес наказания. Были ли приняты какие-то реальные решения? Нет. Государство четко не сказало, что оно будет пресекать какие-то незаконные действия, сажать провокаторов, решать по-новому проблемы с инвесторами, защищать права инвесторов, государства или народа. Таким образом, кадровый вопрос никак не решает проблему. Мы на протяжении многих лет наступаем на одни и те же грабли, причем очень старые и прогнившие. Это советская административная командная система, когда управленцы думают, что нужно лишь издать какое-то постановление, закон, сместить кого-то, посадить нового человека и дать ему это постановление, чтобы он все решил. Само собой ничего не будет решаться, так как все проблемы в стране стали системными.

Существует мнение о том, что митинг – это своего рода клапан для “выпускания пара” но это уже не так. Когда-то это срабатывало, потому что было очень много накопленных проблем, и люди не знали, как их решить, они шли на площадь, кричали, ругались, разговаривали. Тогда на встречу к ним выходил какой-то депутат, что-то обещал, кланялся перед ними, и люди, морально удовлетворившись, уходили. Но теперь народ убедился, что от митингов ничего не меняется. Оттого, что они пришли, поорали, покричали, депутат поулыбался им, они разошлись, ничего не изменилось.

Они вернулись в то же самое село, где нет воды, доктора, безопасности, дорог, где ничего нет. Там выключается свет, и они опять возвращаются в эту действительность, у них появляется еще большее озлобление на то, что ничего не изменилось. Поэтому вполне возможно, что они вернутся к практике не просто митингов, а уже насильственных действий. Митинги могут привести к серьезным последствиям для страны.

Я думаю, рано или поздно дойдет до того, что люди поймут: митинг – это не выход из ситуации, не решает проблем и то, что политики им улыбаются, расшаркиваются, и то, что принимаются кадровые решения. Накал будет нарастать, пока нет факторов, говорящих о том, что кто-то этот накал будет снижать. Власть будет решать проблемы по-своему, например, по всем прогнозам ясно, что правительство уйдет в отставку. Возможно, поменяется состав Жогорку Кенеша. Но это только отсрочит решение необходимых проблем, но не решит их.

Да, это каким-то образом может смягчить чью-то жесткую позицию, мнение, мы в очередной раз услышали голос народа: народ против правительства, народ против такого решения проблем, против бездействия. На нынешних министров спишут много грехов, выберут точно такое же послушное правительство, такой же “адекватный” Жогорку Кенеш, и новые люди будут работать и наступать на те же самые старые грабли. Некоторые эксперты отмечают, что сейчас не накопилось достаточное количество эмоционального потенциала, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Но возникает вопрос: кто его измерял? Кто мог подумать в начале 2010 года, что он будет настолько кровавым? Да, были сообщения, что готовится что-то в Оше, Бишкеке, но готовится оно всегда. Все отмахивались и говорили, что ничего не случится, экономическая ситуация неплохая. Но все помнят, чем это закончилось. Четыре часа штурма Белого дома - и у нас нет ни одного конституционного, законного органа государственной власти, ни президент, ни парламент, ни правительство, ни судебная власть не работают.

Еще утром 7 апреля 2010 года премьер-министр говорил, что все под контролем, а днем не было уже ни премьера, ни президента, ни власти. У нас все динамично, и говорить о том, что пока накал не достиг критической точки и можно еще немного расслабиться и отдохнуть, нельзя. Я бы не был настолько самоуверен. Нет никаких факторов и причин говорить о позитивных изменениях. Как видите, в мае этого года митинги на Иссык-Куле были для многих очень неожиданными и переполошили всех. Как всегда, власть была в растерянности.

Необходимо все же разделять обычные митинги и митинги, которые оплачиваются. На мой взгляд, для общества оплаченные митинги опасности не представляют, потому что оплаченные митинги – это не идейные митинги. На оплаченных митингах митингующие не пойдут на крайние меры, им есть, что терять. Бояться надо тех, кому нечего терять, людей, которые уже доведены до отчаяния политикой и пойдут на крайние меры. А крайними мерами может быть и штурм каких-то органов государственной власти. Оплаченные митингующие берут глоткой: покричат, могут кулаками помахать, побить милиционеров, то есть у них есть четкие рамки, насколько далеко можно зайти.

Оплаченные митинги – это театрализованные постановки, которые работают на публику голосом, главной целью митингующих в этом случае является показной народный гнев. Когда митинг стихийный, это гораздо хуже, потому что люди эмоционально заряжены, идут к своей цели, и какой-нибудь провокатор, горлопан или популист, который сумеет завести эту толпу, может натворить с ее помощью очень многое.

Конечно, можно регламентировать митинги, принять Закон «О митингах», как, где и каким образом проводить данные мероприятия. Законы о митингах чаще всего регламентируют действия митингующих: куда идти, как сообщать о них, что делать, как регистрироваться, сколько людей должно собраться, в какое время, как себя вести и так далее. Но абсолютно не регламентируют действия и реакции на митинги со стороны органов государственной власти, то есть это все равно, что регламентировать работу каких-то групп по интересам или театральных студий.

Но целью митинга является не только обозначение своей позиции, нужно не только что-то сказать народу, но и показать правительству и власти, что есть какие-то проблемы, есть какое-то мнение по поводу того, что надо изменить. Должна быть регламентация того, как органам государственной власти реагировать на эти мероприятия. После митинга должна быть создана какая-то резолюция, оформлена официальная бумага. Было бы хорошо, чтобы ее рассмотрели на заседании правительства с участием актива митинга, на нем было принято какое-то решение, затем необходимо контролировать его исполнение и так далее.

Пусть кто-то из митингующих выскажется на заседании Жогорку Кенеша, а не на площади, и депутаты зададут этому человеку вопросы о его видении реализации того или иного требования. Гражданам необходим какой-то элемент причастности и участия в государственных делах. Тогда бы уже сами митингующих поняли, что надо думать не только о проблемах одного села. Допустим, чтобы построить дорогу в селе, как этого требуют митингующие, необходимо изыскать средства, провести разведку, назначить руководителя и так далее. Если это будет делаться совместно с активистами митинга и компетентными органами, тогда, может быть, мы войдем в конструктивно-правовое русло. А пока это театрализованные шествия, крики, оры, мордобой, которые говорят о разграничении власти и народа, а не о сотрудничестве.

Применение жестких мер поможет побороться только с деструктивными митингами явно провокационного характера. Да, конечно, если митинг переходит какую-то грань и становится экстремистским, если появилась вооруженная толпа, то это уже угроза обществу, государству и конституционному строю. Мы помним, к чему эта угроза может привести. Здесь должны четко соблюдаться нормы закона. Если митинг санкционированный, ведется более или менее цивилизованно, тогда зачем разгонять митингующих? Нельзя запрещать митинги, этот пар уйдет в другое русло и затем ударит по нам с еще большей силой».

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://ipp.kg/ru/news/2711/

30.08.2013 14:20

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Исхак Абсаматович Масалиев

Масалиев Исхак Абсаматович

Председатель Государственной налоговой службы КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

Свыше 1,43 млн

жителей Узбекской ССР ушли на фронт во время Великой Отечественной войны

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31