В последние недели Кыргызстан, который является флагманом демократии, имел много активностей. Предложенные президентом Садыром Жапаровым проекты по изменению государственной системы набирали огромную поддержку и в спешке прошли все законодательные процессы. Поддержка была настолько подавляющей, что даже депутаты парламента, находящиеся в заключении в тюрьмах или умершие, каким-то образом сумели проголосовать за них или предложить их.
Но ничего сверхъестественного в Кыргызстане не происходит. Все эти события являются частью того же отступления от верховенства закона и уважения демократических прав, которое происходит уже несколько месяцев. Об этом пишет авторитетное европейское издание The Brussels Times.
Этот спад недавно побудил Freedom House классифицировать Кыргызстан как «несвободное государство» впервые за 11 лет, что угрожает стране, которая долгое время считалась образцом гражданского общества и свободы в регионе, окруженным авторитарными режимами и стареющими диктаторами.
В основе этого упадка лежит новый президент-популист Садыр Жапаров, которого за активную подписку в социальных сетях и склонность к националистической политике окрестили «кыргызским Трампом».
В октябре прошлого года во время акций протеста против тогдашнего президента Жапаров был освобожден из тюрьмы. Он отбывал 10-летний тюремный срок после того, как был осужден за захват заложников во время акции протеста. Он быстро стал премьер-министром, использовал свое влияние, чтобы вытеснить тогдашнего президента, и объявил себя исполняющим обязанности президента до получения одобрения парламента.
Россия — со связями с Кыргызстаном, в том числе с военной базой, — стремится сохранить свое влияние в этой богатой ресурсами стране, поддерживая Жапарова. Он, в свою очередь, поблагодарил Москву за «особую роль, которую Россия сыграла в стабилизации» политического кризиса в стране.
Референдум по новой конституции
Теперь, по-путински, новый президент стремится укрепить свою власть, поспешно приняв новую конституцию, которая резко увеличит власть президента и ограничит свободу собраний.
Чтобы остановить упадок демократии в Кыргызстане, необходимо отложить внесение изменений в конституцию до проведения парламентских выборов, а также следовать процедурам, позволяющим анализировать и вносить вклад со стороны экспертов и общественности. Только при соблюдении этих условий новая конституция станет легитимной.
ЕС должен использовать свои тесные отношения с Кыргызстаном, чтобы не дать единственной парламентской системе в Центральной Азии углубиться в авторитаризм. ЕС должен предупредить Бишкек о возможных последствиях для потоков финансирования и преференциальных торговых отношений, если Кыргызстан не выполнит свои международные обязательства в отношении демократических принципов.
В дополнение к юридическому заключению, недавно опубликованному Венецианской комиссией Совета Европы по проекту конституции, парламент ЕС должен отложить ратификацию Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Кыргызстаном.
В своем нынешнем виде предлагаемая конституция представляет собой не более чем тонко завуалированный захват власти, который резко увеличивает власть президента за счет парламента. Статьи проекта конституции позволят президенту снимать с должности членов парламента, лишать отдельных членов парламента иммунитета от судебного преследования и разрешать президенту назначать членов кабинета министров.
Это также откроет дверь для дальнейших злоупотреблений, когда президенту будет разрешено назначать судей, генерального прокурора и половину Центральной избирательной комиссии. Учитывая, что Жапаров уже продемонстрировал готовность нарушить нормы передачи власти, это событие вызывает глубокую тревогу.
Расправляясь с гражданским обществом
Новая конституция также нанесет удар по гражданскому обществу, которое сыграло важную роль в ответных мерах страны на нынешнюю пандемию. Прошлым летом, когда инфраструктура здравоохранения рухнула под бременем стремительного роста числа случаев COVID, именно организации гражданского общества и волонтеры поспешили заполнить этот пробел, снабдив больницы СИЗ, доставив кислородные баллоны пациентам с COVID и отслеживая возможности в больницах.
Новая конституция предусматривает наложение обширных условий финансовой отчетности для этих организаций для ограничения и контроля за их действиями. Что еще более тревожно. Это позволяет правительству использовать расплывчатые «моральные и этические ценности» для регулирования гражданской активности, заставляя многих активистов беспокоиться о том, что это будет использоваться для подавления феминистских и других прогрессивных инициатив.
Эти и другие ограничения, как, например, предварительное одобрение акций протестов, напоминают активистам Кыргызстана о мерах, принятых президентом России Владимиром Путиным много лет назад, как способ подавить оппозицию и монополизировать политическую власть. В последующие годы Россия и авторитарные лидеры в регионе продвигали аналогичные меры в регионе, чтобы помешать реформам. Что раньше выделяло Кыргызстан в международных рейтингах свободы и открытости, так это отказ от этой тенденции.
Если статус-кво в Кыргызстане и дальше будет нарушен, это ограничит политическую систему, которая позволила полдюжине политических партий быть представленными в парламенте в этой этнически и лингвистически разнообразной стране. Если парламент перестанет быть площадкой для рассмотрения этого разнообразия, это может привести к ожесточенным уличным столкновениям между правительством Жапарова и оппозиционными партиями, поскольку другие возможности для выражения несогласия будут закрыты.
Пока план Жапарова допускает лишь ограниченные консультации и парламентские дебаты по новой конституции, прежде чем она будет вынесена на общенациональный референдум 11 апреля. Этот план нарушает все парламентские процедуры, минуя публичные слушания и проверку конституционными экспертами перед тем, как продвигаться вперед, и не позволить общественности понять, что их просят одобрить. Они должны иметь право не только одобрять или отклонять, но и формировать и понимать, за что их просят проголосовать.
ЕС и его государства-члены должны призвать Жапарова сохранить парламентскую систему с ограниченными президентскими полномочиями, как это определено действующей конституцией, а не ждать, пока, при поддержке Путина, хрупкое пламя демократии в Центральной Азии погаснет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus