Дастан Елдес считает, что нужно изучить опыт Узбекистана при переходе на латинскую графику.
Как Кайрат Нуртас пытался сбежать от мобильной группы, которая поймала нарушителей карантина в Алматы, почему в честь Иманбека Зейкенова нужно назвать улицу и за что казахам благодарить президента Касым-Жомарта Токаева — редакция Total.kz предлагает прямой перевод публикаций из казахоязычных СМИ и пабликов в соцсетях.
Назвать улицу и школу именем Иманбека
Такое предложение сделал экономист Арман Байганов, об этом он написал у себя на странице в Instagram.
«Многие из казахстанцев порадовались успехам нашего земляка Иманбека Зейкенова. Предлагаю в честь него назвать улицу либо школу, где он учился, как по примеру многих наших именитых спортсменов, культурных деятелей страны. Его история успеха послужит примером для подрастающего поколения, что благодаря своему труду и упорству можно достичь хороших результатов и в настоящее время в мире больше всего ценится человеческий капитал», — пишет он.
Напомним, житель Павлодарской области Иманбек Зейкенов получил музыкальную награду Grammy в номинации Best Remixed Recording, которая вручается ежегодно американской Национальной академией искусства и науки звукозаписи.
При переходе на латиницу нужно изучить узбекский опыт
Автор газеты «Қазақ үні» Дастан Елдес считает, что в Казахстане при переходе на латиницу необходимо досконально изучить опыт Узбекистана, чтобы не повторить их ошибок.
«В течение 27 лет латиница в Узбекистане находится в «подвешенном» состоянии, до сих пор 70% литературы — на кириллице, но молодежь уже не читает на кириллице, несмотря на дефицит литературы на латинице. 30% литературы на латинице — это, скорее всего, лишь учебная литература. Узбеки недовольны сложностями при чтении, письме и компьютерном наборе. Значительная часть населения не сумела освоить латиницу, продолжая использовать кириллический алфавит; в последнее время увеличиваются русские классы и школы, в вузах лекции читаются на русском языке. В Узбекистане только сейчас пришло осознание, что смена графики стоит не миллионы, а многие миллиарды долларов. Не говоря о потерях бесценных рукописей, книг и самой «души» языка.
Национальная комиссия РК по переходу на латиницу должна была детально изучить опыт в Узбекистане перед тем, как приступить к латинизации. Ведь эта страна по многим параметрам (языковым, этническим, социальным, образовательным, экономическим) наиболее близка нам, чем, допустим, Турция.
Латиница сама по себе не улучшит положение казахского языка, не создаст казахскую литературу, не издаст книги, не повысит уровень образования и знания английского языка, не введет новые термины, технологии.
Неразвитость в Узбекистане социальной лингвистики, науки в целом, отсутствие комплексной языковой реформы, научного обоснования перехода на латиницу, политизация языкового процесса, недостаточное финансирование, слабая поддержка со стороны государства графической реформы и книгоиздательства были основными причинами неудачного введения латиницы. К тому же латиница по разным причинам непопулярна среди населения, даже чиновники предпочитают привычную кириллицу.
Все эти факторы имеют место и в Казахстане, что может породить при непродуманной будущей латинизации в нашей республике узбекский синдром — «дрейф на двух лодках», что губительно для казахского языка. Если будет дефицит информации на казахском языке на латинской основе, то будет переход школьников в русские школы.
Язык — живой организм: какому-то языку латиница помогла в его развитии (турецкому), а какой-то язык при латинизации сталкивается с трудностями (узбекский). Если проанализировать, то можно найти причины, почему латиница не имела успеха у соседей. В самом Узбекистане такие исследования не проводились: какая страна может признаться, что введение латиницы произошло без должной научной подготовки и финансирования? У нас же скопировали не только предыдущие варианты латиницы, но и опыт внедрения новой графики — без исследований, без подготовки, без должного финансирования, без развитого книгоиздательства. По этой причине необходимо не только обсуждение варианта казахского алфавита, но в первую очередь — комплексное реформирование казахского языка до принятия новой письменности», — пишет автор.
Кайрата Нуртаса оштрафовали за нарушение карантина
В праздничные дни в Алматы обнаружено еще одно заведение, нарушившее карантин, сообщает портал Qamshy.
Звезды отечественного шоу-бизнеса Кайрат Нуртас и Кенжебек Жанабилов оказались в центре скандала. Несмотря на то что Алматы находится в «красной» зоне, известные певцы вместе с десятками посетителей находились в одном из ночных заведений. Ресторан, в котором было более 200 человек, расположен в Медеуском районе.
В течение трех часов владельцы элитного ресторана, где находились звезды, не желали впускать проверяющих. Только после того, как в здании отключили подачу электричества, представители мобильной группы смогли войти. Однако на этом шоу не закончилось — внутри заведения начался переполох. Администрация ресторана и охрана, пытаясь огородить звездных клиентов от камер, всячески препятствовали работе мобильной группы.
За ночь в районное отделение полиции доставили 200 человек. Нарушителей карантина оштрафовали на 87 тысяч тенге. Владельца заведения тоже привлекли к административной ответственности и обязали выплатить 670 000 тенге, говорится в заметке.
«Благодарю Аллаха за то, что дал нам Токаева»
Общественный деятель Ауыт Мукитбек считает, что ни одна инициатива президента Касым-Жомарта Токаева не встретила сопротивления в казахстанском обществе.
«В этом году два года как с большим преимуществом среди семи кандидатов, набрав 70,76% процентов голосов, Токаев стал президентом. С тех пор никто ни разу не был против по поводу принятых им решений. Не сказал: «Эта инициатива неверная!». Казахстан остался верен многовекторной политике. И Токаев — основоположник этой политики. И я благодарю Аллаха за то, что подарил нам такого руководителя, слава богу», — написал он в своем материале на Skifnews.
Правила комментирования
comments powered by Disqus