Конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана, переросший из словесной перепалки в реальное боевое столкновение, стал, наверное, самым крупным за последнее время. К границам были стянуты войска, пострадали свыше сотни человек с обеих сторон, есть раненые и погибшие.
Очередное обострение ситуации возникло на спорном участке границы из-за водораспределительного пункта. К настоящему времени, ситуация стабилизировалась, хотя могла подойти к точке невозврата. Однако здравый смысл возобладал. По телефону переговорили президенты Садыр Жапаров и Эмомали Рахмон.
Но этому звонку предшествовали еще два, наверное, ставшие переломными. И Жапаров, и Рахмон отдельно обсудили ситуацию с президентом Узбекистана который призвал противоборствующие стороны к нормализации ситуации.
Необходимо сказать, что оперативное реагирование и сопричастность к тому, что происходит в регионе, становятся характерной чертой дипломатии Ташкента периода правления президента Мирзиёеве. Причем, эффективным инструментом в арсенале Ташкента становится «телефонная дипломатия». В прошлом году, когда в Сохе начались беспорядки, узбекский лидер сразу переговорил со своим кыргызским коллегой, что позволило практически на корню погасить конфликт.
В самом начале появления в регионе первых случаев коронавируса именно Шавкат Мирзиёев инициировал и провел телефонные переговоры с главами всех постсоветских центральноазиатских республик и Афганистана для координации и объединения усилий в противодействии пандемии.
Нынешний кыргызско-таджикской конфликт подтвердил важность урегулирования острых приграничных вопросов на основе разумных компромиссов. О чем постоянно говорит и к чему регулярно призывают в Узбекистане.
Сам Ташкент уже успешно апробировал формулу внешней политики, основанную на «четырех элементах» – прагматизм, диалог, взаимная выгода и открытость.
Как показывает практика и история, только при таком подходе, возможно урегулирование проблем в регионе. Благодаря этой стратегии Узбекистану уже удалось практически свести к нулю приграничные инциденты, сохранив не только стабильность, но и жизни людей.
Важно, что формула президента Мирзиёева универсальна для всех стран региона. Она уже получила поддержку и позитивно влияет на соседние страны. Наверное, не случайно президенты Таджикистана и Кыргызстана не просто обсудили ситуацию по телефону, но и договорились лично встретиться в мае.
Политика президента Узбекистана привнесла и понимание того, что консолидация Центральной Азии реальна и достижима. Именно с подачи Ташкента в лексике представителей центральноазиатских республик появились и закрепились такие термины, как общность интересов, региональное сотрудничество и совместное развитие. Те понятия, которые раньше мало ассоциировались с Центральной Азией. Иными словами, Мирзиёев смог преодолеть взаимное недоверие, обособленность, а иногда даже враждебность в отношениях постсоветских государств региона. В результате негатив, препятствующий развитию, сменился позитивным стремлением совместно решать проблемы и совместно идти выстраивать взаимовыгодные связи во всех сферах.
Одним из символом, этого нового стиля общения стали консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Площадка, где лидеры региона могут напрямую обсудить любые острые вопросы.
Или другой пример — совместное заявление внешнеполитических ведомств Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана по событиям в Кыргызстане в октябре прошлого года. Тогда наши страны показали, что могут выступать с общих позиций и намерены укреплять тренд на региональное сотрудничество.
Уже сегодня очевидно, что дальнейшая приверженность формуле, предложенной лидером Узбекистана, именно тот путь, что ведет к стабильности и процветанию региона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus